Ополченцы, контролирующие часть территорий на востоке Украины, 2 ноября провели собственные выборы в Донецке, проигнорировав соглашение о прекращении огня. По улицам в ряд двигались грузовики с гуманитарной помощью от российского правительства, поддерживающего пророссийские силы. Все часы переведены на московское время. Так постепенно осуществляется отделение региона от Украины.
Гудя клаксонами, по городу двигалась группа белых грузовиков с российскими номерами и флагами. Российское правительство отправило их в качестве гуманитарной помощи без разрешения украинских властей. Номер автомобиля сопровождения тоже не украинский. Это номер Донецкой народной республики.
Донецк постепенно отдаляется от Украины. Время на часах железнодорожной станции раньше украинского на один час. В конце октября было введено московское время: русификация продолжается.
В июле и августе, когда шли ожесточенные бои между ополченцами и Нацгвардией, люди были вынуждены коротать ночи в подземных бомбоубежищах. После подписания мирного соглашения в сентябре прошло уже около двух месяцев, однако в районе аэропорта бои не утихают.
На центральной улице города люди ждут автобус на остановке. По их словам, в последнее время выстрелов почти не слышно.
Однако в отдаленных районах на дорогах не видно машин. Большинство магазинов не работает. Несколько десятков процентов населения города-миллионника переехали в другие регионы.
Очередь на избирательный участок в центральном районе, «что поменяют выборы?»
На избирательном участке в здании школы около областной администрации люди выстроились в очередь за бюллетенями. На выборах будут избраны члены парламента и главы ДНР и ЛНР. По условиям соглашения о прекращении огня региональные выборы нужно было проводить в соответствии с законом, установленным парламентом Украины, однако соглашение было нарушено.
Вадим Волохов (44), работающий шахтером, поддержал ополченцев. Он говорит, что «соглашение было нарушено, однако народ требует проведения выборов».
В спальных районах можно услышать различные мнения. Вот железнодорожная станция, рядом с которой в июне прошли ожесточенные бои. Владелица ларька на сгоревшем рынке Виктория Геращенко (45) задается риторическим вопросом: «Что поменяют выборы?». Она вернулась сразу после подписания мирного соглашения, однако старший сын и муж остались в России. Людмила Коряк (49) говорит, что сейчас ей не до выборов. Четыре месяца назад похитили ее дочь. Похитители звонили, требовали выкуп в размере 700 евро, но денег у нее нет. Людмила просит о помощи.
На выборах главы ДНР баллотируются три кандидата, но на улицах в основном видны плакаты с изображением Захарченко, который в настоящее время называет себя премьер-министром. Среди опрошенных мной людей других двух кандидатов не знал никто.