Терминал для сжиженного газа (LNG) в Клайпеде автоматически не означает более низкую цену на газ, однако он является укрепляющей чувство энергетической безопасности структурой.
После трех лет интенсивной работы Литва обзавелась собственным плавучим терминалом для LNG в Клайпеде. Создание инфраструктуры в Клайпедском порту в рамках этого проекта обошлось примерно в 100 миллионов евро, а аренда плавучего терминала, или судна будет стоить 43 миллиона евро в год, отметил министр энергетики Литвы Рокас Масюлис. Так как судно планируется арендовать 10 лет, то общие затраты на терминал превысят 500 миллионов евро. «Терминал — не очень дорогая инвестиция, и, поскольку из-за его строительства Газпром снизил для Литвы цену на газ, то можно сказать, что терминал уже окупился», — пояснил Масюлис, пытаясь опровергнуть опасения по поводу того, что новый терминал будет дорого стоить потребителям. В публичном пространстве звучало много спекуляций о так называемых обязательных закупках газа, которые в связи в расходами на новую газовую инфраструктуру будут возложены на литовских потребителей газа. Однако сейчас известно только то, что литовские энергетические компании будут обязаны покупать, как минимум, 20% газа с нового терминала. Правда, министр энергетики Литвы не утверждал, что Клайпедский терминал будет торговать особо дешевым газ. «Цена на газ будет соответствовать рынку. Мы привязали ее к цене биржи Великобритании UK NPB, которая сейчас очень похожа на ту цену, по которой Газпром продает свой трубопроводный газ, то есть: 260-290 евро за тысячу кубометров», — сказал Масюлис.
Необходимо отметить, что Масюлис до назначения министром энергетики Литвы был генеральным директором Klaipedos Nafta, именно в период его руководства компания начала проект LNG, и, в отличие от других стран Балтии, самостоятельно привлекла инвесторов, не дожидаясь возможного софинансирования ЕС. Этим можно объяснить, почему речь Масюлиса на торжественном открытии терминала прерывалась самыми громкими овациями. «Это проект, реализовавшийся с большим терпением и целеустремленностью, и мы готовы делиться своей независимостью с соседями», — подчеркнул Масюлис.
Правда, что касается дележа с соседями, то здесь пока много неясностей. «Мы были бы заинтересованы покупать газ с Клайпедского терминала, если его цена будет привлекательной, тем более, если бы могли покупать газ в тот момент, когда цена особо низкая, а потом хранить его в Инчукалнском подземном газохранилище до тех пор, пока появится необходимость использования. Но эта процедура пока еще до конца неясна», — сказал DB член правления АО Latvenergo Марис Куницкис. Latvenergo — самый крупный потребитель природного газа в Латвии, в связи с чем это предприятие может быть главным из тех, кто окажется в выигрыше от либерализации газового рынка страны, при условии, что будет доступно несколько конкурирующих между собой в смысле цены поставщиков.
«В Эстонии рынок природного газ открыт с 2007 года, но на нем доминирует прежняя монополия, у которой заключен договор об импорте газа с Газпромом. Невозможна настоящая конкуренция на газовом рынке, потому что у нас нет доступа к альтернативным поставщикам газа. Между нами и Литвой — Латвия, где правит нынешняя монополия, правила либерализации рынка не введены, из-за чего мы не можем получить для Эстонии газ с Клайпедского терминала», — жестко прокомментировал руководитель отдела регуляции компании Eesti Energija Андрес Троп.