Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Румынские выборы — и последствия для Украины

© REUTERS / Bogdan CristelПредвыборные плакаты в Румынии
Предвыборные плакаты в Румынии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На днях глава румынского ЦИК должен официально объявить, что 16 ноября в стране состоится второй тур президентских выборов. По итогам первого тура, который прошел в Румынии в минувшее воскресенье, ни один из 14 кандидатов не набрал необходимого количества голосов, чтобы занять президентское кресло. Но хотя до повторного голосования остается еще две недели, уже сейчас с высокой вероятностью можно назвать победителя.

Кишинев — На днях глава румынского Центризбиркома должен официально объявить, что 16 ноября в стране состоится второй тур президентских выборов.

По итогам первого тура, который прошел в Румынии в минувшее воскресенье, ни один из 14 кандидатов не набрал необходимого количества голосов, чтобы занять президентское кресло.

Но хотя до повторного голосования остается еще две недели, уже сейчас с высокой вероятностью можно назвать победителя.

По итогам подсчета более 98% бюллетеней за нынешнего премьера Виктора Понту отдали свои голоса свыше 40% избирателей, так что он является несомненным лидером гонки.

Его соперником во втором туре будет мэр города Сибиу Клаус Иоханнис, получивший поддержку 30% избирателей. Формально у Иоханниса остается шанс побороться за президентское кресло, но пока что все социологические опросы прогнозируют победу Понты.

На первый взгляд, смена главы государства вряд ли станет геополитическим землетрясением для Румынии — оба кандидата, равно как и нынешний президент Траян Бэсеску, поддерживают членство страны в ЕС и НАТО.

В то же время, для Украины может измениться многое.

Есть подозрения, что на деле новый румынский лидер — если на эту должность будет избран Понта — станет новым «другом Кремля» в Евросоюзе.

Также нас не может не касаться отношения будущего лидера Румынии к «проблемы Буковины» (то есть к идее территориальных претензий к Украине), которая время от времени появляется в румынском политикуме. Но об этом — чуть позже.

* * * * *


Премьер Понта — левоцентрист, кандидат от Социал-демократической партии. Мэр Иоханнис — от Либерального христианского альянса. Президент Бэсеску в выборах не участвовал, так как занимает этот пост вот уже два срока подряд. У его партии был свой кандидат, который, впрочем, не вошел даже в тройку лидеров.

Клаус Иоханнис принадлежит к немецкому меньшинству в Румынии. Очевидно, свойственные немцам пунктуальность, организованность и прагматичность помогли Иоханнису стать хорошим мэром. В родном городе Сибиу его поддержало абсолютное большинство жителей.

Если судить по официальным заявлениям кандидатов, оба они — активные сторонники сохранения членства Румынии в НАТО и Европейском союзе.

Но есть и альтернативное мнение — о том, что Понта проевропейский лишь на словах, а на деле является пророссийски настроенным политиком.

К этой мысли экспертов подталкивают некоторые заявления румынского премьера, сделанные в декабре 2013 года.

Перечисляя приоритеты правительства на 2014 год, Понта заявил о необходимости перезапуска румыно-российских отношений, об их переводе в прагматическую плоскость.

Впрочем, премьер тогда все же уточнил, что ради этой цели он не поступится ни поддержкой сближения Молдавии с ЕС, ни строительством противоракетного щита на территории Румынии.

Тогда, в преддверии рождественских праздников, эти заявления не привлекли особого внимания. Позже, после начала российской агрессии на Украине, о перезагрузке румыно-российских отношений и вовсе перестали говорить.

Более того, в сентябре нынешнего года, в выступлении в рамках Генассамблеи ООН, Виктор Понта и вовсе раскритиковал Путина, заявив, что действия РФ не могут остаться безнаказанными.

Он также поддержал евроинтеграцию Украины, Молдавии и Грузии, призвав членов ЕС дать нашим странам надежду, что в будущем они станут равноправными гражданами Европы.

Да только прежние пророссийские заявления Понты не были забыты.

В ходе предвыборной кампании и премьеру, и избирателям опять напомнили о его декабрьских обещаниях.

Независимый кандидат на президентскую должность, бывший министр юстиции и экс-депутат Европарламента Моника Маковей обвинила Понту в желании развернуть Румынию в восточном направлении. Она обратила внимание общественности и на начатые правительством Понты консультации о стратегическом партнерстве с коммунистическим Китаем.

Но дело не только в громких словах. Были и дела. В том числе — судебные.

Маковей считает, что Понта давил на судебные инстанции в деле российской компании «Лукойл».

Апелляционная палата в Плоешть рассматривала дело об уклонении «Лукойлом» от уплаты налогов и отмывании денег на общую сумму 230 млн евро. Однако, по мнению Маковей, благодаря вмешательству премьера это дело прекратили.

Заявления в период избирательной кампании, особенно прозвучавшие от политических противников — не лучший источник информации.

Но в октябре Понта вновь дал повод для подозрений в свой адрес.

В ходе кампании президент Бэсеску заявил о необходимости реприватизации завода «Лукойла», но премьер встал на защиту российской компании.

Тем не менее — будем честны сами с собой — об убедительных доказательствах пророссийской направленности премьера говорить пока не приходится.

Это покажет лишь время.

* * * * *

Разница между уровнем поддержки Виктора Понты и Клауса Иоханниса, по предварительным данным ЦИК, составляет около 10% в пользу нынешнего премьера.

Но если Иоханнис за оставшиеся две недели привлечет голоса тех, кто голосовал за «третью силу», то он может обогнать Понту и отправить в отставку его правительство.

По крайней мере, это одно из его предвыборных обещаний.

Вся избирательная кампания Иоханиса была сосредоточена на обвинениях социал-демократов и пропремьерских губернаторов, которых он называл «баронами».

Иоханнис считает, что при премьере Понте позиция Румынии в ЕС была очень «размытой», а длительный скандал Понта-Бэсеску (премьер пытался снять президента с должности и даже организовал по этому поводу референдум) не только привел к росту разрозненности в обществе, но и ухудшил имидж страны в ЕС и на мировой арене.

Этому, по мнению Иоханниса, способствовала также концентрация власти в руках одной партии, нерешительные меры в борьбе с коррупцией и политическое влияние на судебную систему страны.

Что будет означать для Украины и Молдавии победа Иоханниса?

Оппозиционный кандидат заявил, что одним из его приоритетов будет поддержка европейской направленности Молдавии.

Болезненный вопрос объединения Молдавии с Румынией Иоханнис комментирует осторожно, хотя и не скрывает, что поддерживает такой сценарий. Он считает, что граждане Молдавии сами должны решить, хотят ли они этого, а в случае положительного ответа он поддержит волеизъявление людей.

Комментируя взаимоотношения с Украиной, Клаус Иоханнис говорит о необходимости решения проблем румыноязычных граждан. Их права, по мнению Иоханниса, должны быть обеспечены «хотя бы на том же уровне», что и права украинцев, проживающих в Румынии.

От редакции: сравнение числа румыноязычных школ на Украине и украиноязычных в Румынии наводит на мысль о том, что прогрессивный мэр либо не разбирается в национальном вопросе, либо, как и многие в Румынии, склонен к популизму по этой теме.

И, наконец, не можем обойти вниманием тематику Буковины — одну из наиболее болезненных в украинско-румынских взаимоотношениях.

Как известно, в румынской политической «тусовке» время от времени возникает лозунг о «воссоединении Буковины», который граничит с территориальными претензиями в адрес Украины.

Замечены ли в таком нынешние лидеры президентской гонки?

Виктор Понта в начале октября, во время своего визита в Киев, заявлял, что Румыния поддерживает целостность Украины, ее европейский путь развития.

Правда, в августе 2013 года, посещая румынский город Сучава, Понта высказывался иначе.

Тогда он заявил, что поддерживает создание европейского микрорегиона Буковина, который включал бы всю ее территорию — и румынскую, и украинскую.

«Так как мое детство прошло в Буковине, я поддерживаю создание такого региона. Это будет красивый европейский микрорегион», — заявлял нынешний лидер президентской гонки.

Противоречит ли сам себе кандидат номер один на президентское кресло Румынии?

Наверное, нет, ведь это заявление было сделано в контексте обсуждения проблемы регионализации Румынии по евростандартам, когда лидеры Либерально-демократической партии из этого региона Румынии выражали недовольство предоставленными возможностями для развития.

Стоит также напомнить, что заявление Понты прозвучало в преддверие Вильнюсского саммита Восточного партнерства, когда еще шла подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации. «Раз Украина подпишет Ассоциацию, то почему бы не рассмотреть возможность создания единого региона Буковина?» — аргументировал свою позицию Понта.

Второй кандидат на президентскую должность, Клаус Иоханнис, до сих пор не высказывался об украинской части Буковины. Так что о его мнении по данному вопросу остается лишь догадываться.