Поскольку настоящее России слишком разбалансировано, чтобы его обсуждать, президент Владимир Путин предпочитает заниматься перекраиванием прошлого. Это повышает соблазн начать рассуждать о далеком будущем, то есть поразмышлять о том, куда приведет Россию ее нынешняя траектория. Некоторые влиятельные комментаторы в Москве уже поддались этому соблазну, и предлагаемые ими сценарии выглядят довольно мрачно.
В этом году российский рубль подешевел по отношению к доллару на 30%, что привело к неконтролируемой инфляции — 7,13% с начала нового года — и панике в социальных сетях. «Рублевый апокалипсис сегодня» — статья с таким названием недавно появилась в московском издании МК. Один националистически настроенный депутат даже внес предложение запретить хождение доллара в России. Кроме того, появился еще один законопроект, который, вероятнее всего, будет принят и согласно которому будут увеличены налоги на малый бизнес. Учитывая то, что с каждого квадратного метра предлагается взимать минимум 130 долларов, эти налоги угрожают уничтожить множество ресторанов и салонов красоты, однако правительство отчаянно нуждается в дополнительных доходах на фоне падения цен на нефть. Двухмесячное перемирие на востоке Украины постепенно сходит на нет, что повышает риск введения новых западных санкций в отношении России и увеличения числа непризнанных жертв с российской стороны.
Хорошие новости поступают крайне редко, и нет никаких причин полагать, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. Возможно, именно поэтому в заявлениях Путина стали все чаще проскальзывать ссылки на различные исторические события. Недавно произнесенная им антизападная речь в основном касалась прошлого, а 6 ноября в своем выступлении перед российскими историками Путин выразил решительную поддержку пакта Молотова-Риббентропа, заключенного в 1938 году:
«Советский Союз обвиняют в том, что он разделил Польшу. А сама Польша что сделала, когда немцы вошли в Чехословакию? Забрала часть Чехословакии. Так она сама это сделала. А потом получила ответную шайбу, и то же самое произошло. Я сейчас никого вообще не хочу обвинять здесь, но серьёзные исследования должны показать, что таковы тогда были методы внешней политики. Советский Союз подписал договор о ненападении с Германией. Говорят: ах, как плохо. А что же здесь плохого, если Советский Союз не хотел воевать?»
Поэт, политический комментатор и критик Путина Лев Рубинштейн недавно написал:
«Категория будущего в официальной риторике практически отсутствует… И какое ваше будущее, если у нас такое прошлое! Ни у кого нет такого прошлого. А если над этим прошлым как следует поработать посредством единых учебников, то еще и не такое прошлое забацаем — всем прошлым прошлое, пальчики оближешь. А будущего нет. Совсем нет. Никакого».
Разумеется, это преувеличение: то или иное будущее все равно неизбежно. Финансист Андрей Мовчан предложил российскому экспертному сообществу игру «Предскажи будущее России эмоционально»: на Snob.ru он изложил свой интуитивный прогноз того, к чему придет Россия, и призвал своих коллег сделать то же самое, не пытаясь выдавать желаемое за действительное.
Согласно версии будущего Мовчана, до 2018 года будут сохраняться «национал-феодальный курс» Путина и стагнация экономики. В течение следующих четырех лет уровень жизни будет медленно снижаться, пока не достигнет уровня 2003 года. Кроме того, усилится международная изоляция России. Затем на место Путина придет его преемник, который будет выходцем из его ближайшего окружения. Путин сохранит титул «вождя нации», а когда все резервы будут исчерпаны, внутренняя политика России ляжет на курс социалистических реформ. Будут введены меры контроля за движением капитала, людям запретят вывозить твердую валюту за пределы страны, частные компании будут задыхаться под гнетом налогов и ограничений, интернет-контент будет подвергаться жесткой цензуре, а объемы импорта будут сведены к минимуму. Как пишет Мовчан, к 2024 году «огороды на опушках московских лесопарков снова, как в начале 90-х становятся повсеместными», а рост преступности достигнет уровня 1990-х годов. Но при этом Россия присоединит восток Украины.
Согласно сценарию Мовчана, к 2024 году станет ясно, что российская экономика нуждается в рыночных реформах, и Россия снова повернется к Западу, чтобы в первую очередь увеличить внешний долг до 100% ВВП. Чтобы получить доступ к западному капиталу, Россия отдаст Крым Украине, однако проведенные реформы вернут ее к путинскому полуфеодальному капитализму. Еще через четыре года Россия станет банкротом и будет разваливаться на части, а этнические республики на Кавказе и в других регионах начнут выходить из ее состава. К 2050 году остатки европейской части России будут интегрированы в Евросоюз, в рамках которого они сольются с Украиной и Белоруссией, чтобы создать новый центр быстрого роста, а отдельные районы Сибири и Дальнего Востока фактически станут собственностью Китая.
Между тем, такой сценарий сегодня кажется довольно оптимистичным. Уважаемый экономист Владислав Иноземцев, который ответил на призыв Мовчана, обвинил этого финансиста в том, чего тот призывал избегать, а именно в принятии желаемого за действительное.
Согласно версии будущего Иноземцева, в России набирает мощь «путинский консенсус», что приводит к триумфальному переизбранию президента в 2018 году. Цены на нефть снова начнут расти, и российская элита снова начнет получать высокие доходы от продажи энергоресурсов. Те, кто не примет «путинский консенсус», начнут эмигрировать из России со скоростью 700-800 тысяч человек в год в период с 2020 по 2024 годы. Запад окончательно спишет Россию со счетов и начнет инвестировать в ее периферию, превращая бывшие советские республики в Европе и на Кавказе в зону динамичного роста. К 2030 году Украина, Белоруссия, Грузия и Молдова вступят в Евросоюз, в результате чего в его составе также окажется довольно многочисленное русскоязычное сообщество, тогда как Россия превратится в «уважаемый сателлит» Китая и его главного поставщика энергоресурсов, потеряв европейский энергетический рынок, который переключится на возобновляемые источники энергии.
Согласно сценарию Иноземцева, Путин умрет в статусе руководителя государства в середине 2030-х годов, превратив свою страну в апатичное, по большей части нейтральное государство, готовое к тому, чтобы Китай взял контроль над ним в свои руки и сделал из него «среднеразвитую тихоокеанскую державу».
Такие комментаторы, как Мовчан и Иноземцев, хорошо понимают, что невозможно точно спрогнозировать развитие событий даже на ближайшие год или два, потому что стратегический курс России слишком сильно зависит от желаний одного человека. Однако, как и многие другие россияне, они считают власть Путина незыблемой, поэтому они проецируют его ностальгический взгляд на роль России в мире на будущее. Пока довольно сложно представить себе силу, которая могла бы свергнуть Путина в ближайшем будущем или изменить его отношение к вопросу о разрыве отношений с Западом и заставить его отказаться от обреченных на провал попыток сделать Россию полностью самостоятельной. Отсюда и сценарии экономического спада и политического склероза.
Тем не менее, Россия всегда умела волшебным образом излечивать себя даже после самых болезненных потрясений. Возможно, скоро, несмотря на то, что она стремительно приближается к очередному такому потрясению, она сумеет доказать ошибочность подобных прогнозов.