Россия стремительно наращивает силы в Арктике, пытаясь упрочить свои претензии на этот холодный регион. Сейчас, как сообщают российские государственные СМИ, она восстанавливает давно заброшенные базы советского времени, на которых в 2017 году собирается разместить свои истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31.
Однако отправка в Арктику перехватчиков, способных летать почти втрое быстрее скорости звука, — это только начало. С севером, льды на котором постепенно отступают, у России связаны большие планы. «Предусмотрено строительство 13 аэродромов, одного наземного авиационного полигона, 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации», — заявил в конце прошлого месяца российскому информационному агентству РИА «Новости» начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-лейтенант Михаил Мизинцев. Радиолокационные станции будут наводить перехватчики на цели, а на полигоне будут тренироваться пилоты.
Помимо истребителей Россия начала размещать в регионе стратегические бомбардировщики Ту-95, способные нести ядерное оружие. Теперь они патрулируют эти отдаленные и безлюдные края. «Почти в три раза увеличилась в текущем году интенсивность полетов в арктической зоне экипажей стратегических ракетоносцев Ту-95МС авиабазы дальней авиации, дислоцированной в Амурской области», — заявил в июле РИА «Новости» полковник Александр Гордеев».
Это еще не все. В апреле российский президент Владимир Путин объявил, что его страна создаст сеть арктических баз, на которых на постоянной основе разместит подлодки и надводные корабли (в частности для этой цели Россия попыталась восстановить заброшенную советскую базу на Новосибирских островах). Кроме этого Россия направляет в ключевые точки сухопутные силы — в том числе пехоту и бронетехнику, — а также работает над новым флотом подводных ракетных крейсеров, способных действовать под ледяными шапками. Наконец, Москва вновь открывает 10 поисково-спасательных баз, которые, по мнению аналитиков, будут не только обслуживать новый торговый путь, когда льды растают, но и служить военным задачам.
Чтобы эффективно действовать на Дальнем Севере, Россия вкладывает свои средства в новые атомные ледоколы — самые большие в истории, способные проламывать льды толщиной в девять футов. В ближайшие годы к российскому гражданскому флоту присоединятся три таких гиганта, получившие названия «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Первый из них должен вступить в строй в 2017 году, последний — до 2021 года. Разумеется, они также будут иметь и военное назначение.
Старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли (Heather Conley) считает, что Россия усиливала свои позиции много лет, однако в последние недели российские военные активизировались.
«Нас упорно пытаются вывести из равновесия», — говорит Конли.
У России есть в Арктике двоякие интересы. В первую очередь этот регион важен для страны с точки зрения стратегического ядерного сдерживания, заявил The Daily Beast специалист по арктической безопасности из Университета Калгари Роб Хьюберт (Rob Huebert).
Россия активно строит новые подводные крейсеры проекта «Борей» и модернизирует старые советские подлодки проектов 667БДР и 667БДРМ. По словам Хьюберта, Россия предпочитает, чтобы ее подводные крейсеры с баллистическими ракетами действовали под полярными льдами, потому что так их труднее отслеживать.
«Пока Россия хотя бы претендует на статус великой державы, трения в Арктике будут продолжаться, — полагает Хьюберт. — Не следует забывать и о географических факторах. Если Россия хочет поддерживать свой потенциал ядерного сдерживания, ей будут нужны базы вокруг Мурманска». Мурманск расположен за полярным кругом.
Если оставить в стороне суровые реалии национальной безопасности, следует отметить, что Арктика становится все важнее для России экономически. «Сейчас Арктика имеет для России огромное экономическое значение, — говорит Конли. — На долю Арктики приходятся 22% российского экспорта и 14% российского ВВП».
Российские лидеры рассчитывают, что в будущем Арктика обеспечит России экономический рост. Как утверждает Конли, они убеждены, что таяние льдов откроет для страны доступ к полезным ископаемым и энергетическим ресурсам. Соответственно, российское руководство готово пойти на многое, чтобы защитить свои интересы в регионе. «Они делают все возможное для развития Арктики — но на российских условиях», — говорит Хьюберт.
Сейчас за ресурсы Арктики борются США, Канада, Россия, Норвегия и Дания (благодаря Гренландии). «Все страны Арктического совета — и в первую очередь США — сейчас меняют свои военные доктрины, готовясь защищать новые границы, открывающиеся из-за таяния льдов, — объясняет Конли. — Отчасти это естественный процесс приспособления к происходящим в Арктике естественным переменам климата».
Один из главных предметов спора — насколько далеко простирается арктический континентальный шельф (и, соответственно, исключительные экономические зоны каждой из стран). Особенно агрессивно выступают канадцы и русские, опираясь на зачастую противоречащие друг другу научные данные. Вопрос в том, где заканчивается подводный хребет Ломоносова. В зависимости от того, чьи данные ООН сочтет более убедительными, одна из стран получит право эксплуатировать ресурсы большого куска подводной территории. «Скорее всего, в этом году Россия представит новые данные, — полагает Конли. — Русские, канадцы и датчане сейчас проходят через установленную ООН процедуру».
По словам Конли, США не смогут отстаивать свои претензии, так как американское правительство до сих пор не ратифицировало Конвенцию ООН по морскому праву.
Тем временем, Кремль хочет, чтобы любое проходящее через этот регион судно получало у него разрешение и его сопровождал российский ледокол. «Даже если льда в этих местах нет и задерживаться в них надолго вы не собираетесь, рядом все равно должен находиться российский ледокол», — утверждает Хьюберт.