Во время беседы с журналистами 12 октября Мариано Рахой (Mariano Rajoy) заявил, что не знает, кто руководит в Каталонии, пытаясь тем самым послать отравленную стрелу в Артура Маса (Artur Mas), который тогда казался связанным по рукам и ногам своими партнерами, требовавшими проведения референдума. Однако в последующие недели эти сомнения развеялись, и вчера стало окончательно ясно, что руководит в Каталонии Автономное правительство, причем в обход Конституции страны. Испания, таким образом, стала первым государством Евросоюза, допустившим неисполнение закона на части своей территории. Именно к этому привела нерешительная и непродуманная позиция Рахоя, оказавшегося неспособным осознать всю остроту вызова, который бросил Мас так называемым «опросом».
Очевидно, что все закончится запретом Конституционного суда на проведение референдума. Как только показалось, что Мас отказывается от проведения референдума, Рахой на следующее же утро поспешил назвать это «отличной новостью», не ознакомившись с содержанием пресс-конференции, которую председатель Автономного правительство Каталонии провел чуть позже. В вызывающих выражениях Мас не только обозначил испанское государство в качестве самого настоящего противника, но также посмеялся над главой исполнительной власти, предупредив, что отличная новость долго не продержится. Он заявил, что консультацию отменить нельзя, и в любом случае процесс уже принял необратимы характер. После нескольких дней оживленных споров между партиями, выступавшими за проведение консультации, единство между ними было восстановлено. Особо здесь следует отметить роль инициаторов проведения кампании «Час настал» (Ara és l’hora) в поддержку независимости Каталонии, Национальной ассамблеи и культурно-политической некоммерческой организации Omnium Cultural, выступающей за самоопределение и независимость Каталонии. Для сторонников независимости 9 ноября стало поистине судьбоносным днем. Единственным возможным дополнением могли бы стать выборы, имеющие характер плебисцита, но Мас не был готов идти на них без единого списка кандидатов. Страх того, что в этот день все пойдет не так, как нужно, заставил действовать, исходя из принципа наименьшего вреда. Пропагандистская кампания в поддержку сепаратизма прошла с невероятным размахом и, по всей видимости, на нее были потрачены колоссальные средства. Интересно было бы узнать, каковы их источники. В любом случае, кампания в поддержку выхода Каталонии из состава Испании в качестве независимого государства была организована так, как будто она действительно что-то решала. Мас очень умело использовал желание проголосовать и довел дело до конца. Это стало возможным в силу исключительной неуклюжей и непродуманной позиции правительства Испании. Сначала оно в течение нескольких дней твердило о торжестве закона, затем не придало значения «опросу», а потом, когда поняло намерения Маса, то еще неделю решало, что лучше: юридически оспорить этот процесс или просто не замечать его.
Ввиду явных нарушений и обмана было принято решение оспорить его в судебном порядке. В Конституционный суд был направлен соответствующий запрос, и члены суда единодушно высказались против, хотя на этот раз все прошло уже не так легко. Но через несколько часов после оглашения судебного решения, 4 ноября, советник Автономного правительства Каталонии заявил, что они не намерены отступать от своих планов, а уже на следующий день Артур Мас открыто это подтвердил. Правительство Испании оказалось в полной растерянности, видимо, полагая, что все это ему только показалось. В прошлый четверг министр юстиции Рафаэль Катала (Rafael Catalá) чуть ли не умолял, чтобы Автономное правительство отказалось от проведения опроса и передало его в ведение гражданских организаций.
В пятницу на совещании «Договора за право выбора» было подтверждено, что Автономное правительство Каталонии берет на себя всю ответственность за опрос 9 ноября. Бездействие центрального правительства и прокуратуры позволили Масу дойти до конца в своих вызывающих действиях и дерзко заявить вчера: «если кто-нибудь хочет узнать, на ком лежит ответственность, то пусть посмотрят на меня».
Председатель Автономного правительства блестяще разыграл эту партию, и это позволяет ему вновь встать у руля движения за выход из состава страны. Мас уже собирается провести настоящий референдум, угрожая в противном случае провести выборы, имеющие силу плебисцита, чтобы объявить о независимости. Опрос 9 ноября стал как бы репетицией мятежа, о чем некоторые из нас предупреждали уже давно. Очевидно, что конституционный порядок в Каталонии нарушен.
Из-за неуклюжих действий правительства Испании, которое 72 часа тому назад не воплотило в жизнь решение Конституционного суда, консультация стала великолепным пропагандистским ходом, с помощью которого Мас пообещает каталонцам безболезненно привести их к независимости. Если ему удалось осуществить то, что с точки зрения законности казалось невозможными, то кто теперь будет сомневаться, что со временем он не воплотит в жизнь великую мечту каталонских националистов. Особенно потому, что в это воскресенье ему удалось прежде всего показать, что Рахой Каталонией не управляет.
Хаким Колл — историк.