Исключительно важно, чтобы саммит G20 в Брисбене прошёл с успехом. В условиях всё более интегрируемой глобальной экономики существует серьёзная потребность в эффективных экономических форумах.
Мировой финансовый кризис 2008 года сделал G20 форумом мировых лидеров. Саммиты в Вашингтоне, Лондоне и Питтсбурге помогли спасти мир от усугубления и без того серьёзного экономического кризиса. Но, несмотря на то, что G20 достигла многого и, несомненно, лучше отражает изменившуюся природу мировой экономики по сравнению с G7, сегодня все чаще говорят о том, что лучшие дни G20 уже позади. Стоило наиболее острой фазе кризиса закончиться, как дух сотрудничества, продемонстрированный в ходе борьбы с мировым финансовым кризисом, в значительной степени исчез. Повестка G20 стала длинной и слишком общей. Что самое главное, G20 потеряла своё, казалось бы, неотъемлемое преимущество: прямое вовлечение мировых лидеров в процесс поиска важных решений.
Люди возлагают большие надежды на то, что председательство Австралии в G20, которое закончится в конце 2014 года, поможет оживить форум. Что нужно сделать, чтобы саммит организации можно было счесть успешным? Необходимо, чтобы участники достигли значимого прогресса по ряду ключевых показателей, которые ярко продемонстрируют сотрудничество между странами и их приверженность исполнению достигнутых соглашений. Следующие пункты описывают ключевые эффекты, к которым стремится Австралия в каждом из направлений работы, и которые и сделают саммит в Брисбене по-настоящему успешным:
Стратегии по достижению экономического роста
Страны G20 взяли на себя обязательство представить на саммите в Брисбене меры, которые позволят за пять лет поднять мировой экономический рост на дополнительные 2%. Пока что результаты можно назвать обнадёживающими. Согласно оценкам Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), соответствующие стратегии, предложенные странами на данный момент, в случае их реализации увеличит экономический рост на дополнительные 1,8%.
Эту плановую цифру, однако, раскритиковали как долгосрочную цель, которая со временем будет забыта. Доверие к итогам саммита в Брисбене будет сильнее, если страны покажут, как именно эта политика будет реализована и как будет организовано наблюдение и оценка прогресса по её реализации. Нужно, чтобы МВФ и ОЭСР предоставляли регулярные доклады по прогрессу каждой страны в реализации реформ, а также давали оценку способности G20 достичь поставленной цели, и, если будут выявлены проблемы, указывали, какие действия нужно предпринять для устранения препятствий. Уже в 2015 году следует определить, когда должен быть опубликован первый доклад: он должен быть готов для обсуждения уже к встречам министров финансов стран G20 и саммиту лидеров этих стран.
Инвестиции в инфраструктуру
Увеличение инвестиций в инфраструктуру, в частности через привлечение большего финансирования со стороны частного сектора, является для G20 в 2014 году приоритетной задачей. В своей стратегии экономического роста каждая страна должна показать, какие шаги она предпринимает для улучшения внутреннего инвестиционного климата. Критерием реализации реформ должны стать показатели, установленные соответствующими международными организациями. Необходимо обращать внимание не только на количество инвестиций в новую инфраструктуру, но и на качество этих инвестиций. Например, построение «мостов в никуда» совершенно не поможет долгосрочному экономическому росту. Основным приоритетом должно стать установление «правильных» инфраструктурных проектов, таких, которые предоставят наибольший уровень социальных благ. Члены G20 должны стремиться к полной прозрачности процесса выбора и оценки всех инфраструктурных проектов, включая анализ соотношения цены и прибыли.
Либерализация торговли
Для того чтобы G20 вышла на нужные показатели роста, необходимо увеличить объемы международной торговли. Однако будущее мировой системы торговли и Всемирной торговой организации (ВТО) стоит под вопросом. G20 должна восстановить доверие к сложившейся системе. Значимым результатом стало бы достижение договоренности о намерении стран G20 отменить все протекционистские меры, включая в том числе и нетарифные, которые были установлены после мирового экономического кризиса. Нужна также договоренность о быстром введении в действие «Соглашения по упрощению процедур торговли», без ее формальной ратификации через ВТО. На саммите в Брисбене члены «Большой двадцатки» должны будут задуматься о будущем Доха-раунда (международные переговоры о понижении торговых ограничений во всем мире, приостановленные в 2008 году — прим. ред.). G20 должна поддержать ВТО в выработке пакета мер, которые способствовали бы воплощению этого плана. Мировые лидеры также должны показать, что будущее системы мировой торговли и ВТО находится в плоскости расширения и усиления системы мировых цепочек добавления ценности.
Борьба с уклонением от уплаты налогов
Борьба с уклонением от уплаты налогов — еще одна приоритетная задача G20. Отдельные цели — отказ от банковской тайны и борьба с минимизацией налогообложения и выведением прибыли, когда фирмы с мировым охватом переводят прибыль в юрисдикцию стран с низкими налогами или же вовсе без таковых. Чтобы покончить с практикой банковской тайны, все страны G20 должны взять на себя реальные обязательства по введению системы автоматического обмена налоговой информацией. ОЭСР уже представила первую часть докладов по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли. Эта работа продолжается и в настоящее время. Необходимо сохранить политическую волю по её продолжению и в дальнейшем, в частности в плане применения данных исследований на практике. Мировые лидеры должны продемонстрировать в Брисбене, что они борются с минимизацией налогообложения и выведением прибыли, согласовав скорейшее принятие мер по созданию системы, в рамках которой страны будут обмениваться информацией о трансфертном ценообразовании.
Саммит в Брисбене также должен изменить ситуацию в сфере борьбы с международными проблемами в сфере налогообложения. Возможные меры — формализация участия членов G20, не входящих в ОЭСР (таких как Китай, Индия, Бразилия и ЮАР), в борьбе с международными проблемами в сфере налогообложения за рамками текущего плана по противодействию минимизации налогообложения и выведению прибыли. Кроме того, члены «Большой двадцатки» должны договориться о создании механизмов по более активному и прямому вовлечению развивающихся стран в переговорный процесс. Международные налоговые проблемы больше не могут быть проблемой одной лишь ОЭСР. Цель — модернизировать не только международные законы по налогообложению, но и площадку, на которой их разрабатывают.
Финансовое регулирование
G20 предоставляет важную политическую поддержку усилиям по укреплению финансовых стандартов и усилению финансового регулирования. Завершение разработки многих реформ, которые были предложены в качестве ответа на мировой финансовый кризис, уже само по себе является серьёзным достижением. Но постепенное введение этих реформ в силу затянется на многие годы. Финансовый сектор меняется быстро и постоянно, и системе нельзя не реагировать на эти изменения. Стандарты необходимо постоянно пересматривать, искать и корректировать любые возникающие сложности.
G20 должна сконцентрировать силы на расширении полномочий и возможностей Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board — FSB). «Большая двадцатка» должна поддержать усилия Совета по расширению представительства различных стран, а также помочь Совету улучшить свою работу. Необходимо на самом высоком уровне установить принципы, в соответствии с которыми Совет сможет разрабатывать и оценивать финансовые стандарты.
Реформа МВФ
В 2010 году, G20 согласилась внести изменения в соглашения по управлению МВФ и его систему квот. Эти реформы все еще заблокированы Конгрессом США (Соединенные Штаты, имеющие самую крупную квоту в МВФ, имеет право вето на подобные реформы). G20 должна и дальше давить на Конгресс США с целью реализации данных реформ. Но G20 стоит также искать пути реализации этих реформ в обход блокировки Конгресса. На саммите в Брисбене лидеры должны будут сделать определенные шаги, которые станут гарантией, что неудача в продвижении реформ управления не повлияет на работу МВФ. В частности, лидеры G20 должны гарантировать, что каждая страна или группа стран имеют равный доступ к ресурсам Фонда и равные права по наблюдению за их расходом.
Развитие
Страны «Большой двадцатки» должны думать не только о будущем своих экономик, но и о том, как проводимая G20 политика влияет на страны, не входящие в группу, в частности на развивающиеся страны. Несмотря на то, что здесь в ряде направлений есть значительный прогресс, планы G20 по развитию не раз критиковали за то, что они слишком размытые и в основном носят лишь дополнительный характер.
Серьёзным достижением саммита в Брисбене стало бы превращение проблем развития в одну из основных тем повестки дня. В частности, более чёткий и ясный план по развитию G20 должен принимать во внимание то, как экономическое развитие развивающихся стран влияет на глобальный экономический рост. Следует признавать инфраструктурные потребности развивающихся стран, а сами они должны получить достаточно финансовых и технических вложений, чтобы получать выгоду от увеличения объема международной торговли. Работа G20 по уклонению от выплаты налогов жизненно важна для развивающихся стран. Они должны стать частью этого процесса, при этом следует принимать во внимание их реальные возможности.
Занятость
Увеличение рынка рабочей силы является важным компонентом плана по достижению более высокого уровня экономического роста. Универсального решения для увеличения участия в рынке труда таких разных групп, как женщины, молодежь и инвалиды, просто не существует. Принятые политические решения должны отражать это разнообразие, обеспечивать стимулы, устранять препятствия и укреплять возможности наиболее уязвимых слоев по поиску работы. Планы различных стран по увеличению занятости должны также включать в себя меры по повышению образовательного уровня и квалификации. Необходимо также содействовать взаимному признанию квалификаций, сначала в рамках стран G20, а затем и в мировом масштабе. Хорошим итогом саммита в Брисбене стало бы включение на должном уровне этих аспектов в стратегию роста каждой из стран-членов.
Борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией всегда была одной из задач G20. На саммите в Брисбене будет принят новый План действий по борьбе с коррупцией G20 на 2015-2016 годы. Целью G20 должно быть усиление мер, принятых ранее международными институтами, такими как ОЭСР и ООН. Важным итогом саммита в Брисбене стало бы принятие G20 принципов, направленных на борьбу с созданием сложных структур для предприятий, направленных на сокрытие махинаций. Одним из таких шагов, в частности, может быть введение повышенных требований по обеспечению прозрачности в плане определения собственников компаний, например с помощью государственных регистров.
Энергетика
Члены G20 должны уделить особое внимание задаче повышения прозрачности на энергетических рынках, особенно на газовых. Следует продвигать энергоэффективные схемы, а также отменить неэффективные субсидии на добычу ископаемого топлива. Важным итогом саммита в Брисбене стало бы признание необходимости для форума принимать серьёзное участие в решении глобальных энергетических проблем и объединять в этих усилиях крупнейших производителей и потребителей энергоресурсов. Необходимо отметить, что существующие договоренности по управлению глобальным энергетическим рынком захватывают лишь некоторые его сегменты и не отражают тенденций в энергетическом рынке, в частности растущую роль рынков развивающихся стран.