Председатель коммунистической партии Филип хотел лететь с визитом в Москву. Но поскольку Палата депутатов ему этого не позволил, он отправился прямо к ее председателю Гамачеку. Тот хотел сохранить с Филипом хорошие отношения, поэтому в рамках своих полномочий по-тихому сам разрешил ему этот визит. Таким образом, парламент ЧР узнал о поездке тогда, когда Филип уже сидел в самолете, и выразил свое несогласие постфактум (голосами партий ODS, TOP 09, KDU - ČSL и ANO). Выходит, что Филип прилетел в российскую столицу как частное лицо, и чешский парламент мог расслабиться. Ведь визит организовал заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк, чье имя входит в санкционный список лиц, которым запрещен въезд в Европейский союз.
Вполне прозрачная история. Примечательно то, насколько проблематично для депутатов было объяснить, кто и при каких обстоятельствах может летать в Россию на переговоры с людьми Путина. Представитель партии KDU–ČSL Ян Бартошек, один из главных оппонентов визита Филипа, в дискуссионном шоу на телеканале ČT 24 явно терялся. Сначала он заявил, что с людьми Путина нельзя не разговаривать, но якобы все зависит о того, какое значение мы придаем такому визиту. Потом он еще невнятно добавил, что нужно «мотивировать русских к тому, чтобы вся ситуация стабилизировалась».
Во-первых, с Россией действительно лучше говорить, пока она сама хочет с нами разговаривать. Но это справедливо для дипломатов ЕС или чешских дипломатов, которые преследуют некие ясные цели и имеют инструменты, чтобы их добиваться. Но неясно, что плохого случилось бы, если бы на время взаимной вражды, как не раз выражалась Россия, чешская Палата депутатов прервала контакты с Государственной Думой РФ. Парламент не формирует внешнюю политику. Визиты депутатов призваны способствовать обмену опытом, расширению горизонтов, взаимному совершенствованию. Как чешские депутаты могут усовершенствовать охваченный национализмом, по сути марионеточный парламент авторитарного государства? Никак.
Во-вторых, «значимость визита» не столь актуальна. Более важно содержание, которое депутаты вкладывают в визит. Можно себе представить визит полноценной парламентской делегации, которая посетит российских коллег и будет им со всей значимостью своей миссии объяснять позицию, которую мы как государство и член ЕС занимаем. То есть поддержку санкций, недопустимость российского вмешательства в дела Украины (точнее ее развала), неприятие аннексии Крыма, опасения по поводу российской оппозиции и последних свободных СМИ, на которые путинский режим в последнее время оказывает все большее давление.
Разумеется, чешский парламент должен отправить своих представителей, которые основательно разъяснят россиянам наши интересы. Такой путь имел бы смысл и укрепил бы положение Чехии как уверенного в себе государства, защищающего позиции, оговоренные в ЕС. Если депутаты не могут об этом договориться, тогда действительно лучше пусть «разговорами с Россией» занимаются более профессиональные люди, то есть правительство.
Но чешские политики должны совсем отказаться от контактов с людьми, против которых Евросоюз ввел санкции. Даже несмотря на то, что с точки зрения закона этого никто строго не запрещает, как об этом трубят местные коммунисты. Политика не руководствуется только приказами и запретами. Политика должна уважать и неписаные правила и создавать нечто вроде доверия или хорошей репутации. Странные политические встречи с людьми из черного списка, напротив, подрывают единую позицию ЕС, а значит, и доверие к Чехии.