Хотя сегодня у нас возникает впечатление, что наибольший вес на мировой повестке дня имеют события в окружающем нас регионе, мир, разумеется, состоит не только из Ближнего Востока. А то, что, на первый взгляд, происходит где-то далеко от нас, может очень скоро затронуть и тюрко-исламский мир.
В частности, смещение центра тяжести международной системы в сторону Востока, а также тихий, последовательный подъем Китая могут затронуть историческую миссию Турции, которая сегодня возвращается к своим историческим кодам, и ее интересы в отдаленных от нее регионах.
В этой связи три недавно произошедших в Китае события, полагаю, обратят и ваше внимание на тонкое военное искусство, которое Китай демонстрирует в противостоянии Западу, и лежащую в его основе стратегическую гениальность.
***
В эти дни Китай стал сценой важных визитов. Во-первых, КНР посетила делегация из Таджикистана, стратегическое значение которого особенно возрастает в связи с ситуацией в Афганистане после 2014 года. В этом контексте Таджикистан находится и в зоне интересов Индии — одного из важнейших конкурентов Китая в регионе.
Через Шанхайскую организацию сотрудничества Пекин стремится расширить сферу своего влияния в регионе. Важное место в его «политике расширения на запад» занимают Афганистан и государства Средней Азии, при этом «стратегические инвестиции», которые Китай вкладывает в эти страны, не обошли и Таджикистан. В ходе недавнего таджикско-китайского саммита мы были свидетелями подписания большого числа соглашений.
В соответствии с данными соглашениями китайское руководство предоставит таджикской стороне кредиты на строительство участка железной дороги «Душанбе — Курган-Тюбе», второй очереди Душанбинский ТЭЦ-2, а также на модернизацию инфраструктуры государственной «Таджикский алюминиевой компании». Кроме того, мы видим, что сторонами поставлена цель — увеличить объем торговли и экономического сотрудничества до трех миллиардов долларов.
В рамках данного визита также рассматривался вопрос реализации программы экономического сотрудничества государств до 2020 года, однако «льготные кредиты» представляют собой, пожалуй, самый сладкий «пряник» китайского руководства.
***
Еще одним важным событием стал визит в Китай премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа (Navaz Şerif). Не стоит недооценивать Пакистан. Это одно из двух государств — мостов между Средней и Южной Азией, а также стратегический партнер, которого Китай воспринимает как «повод для объявления войны». Так, в мае 2014 года руководство Китая дало четкий сигнал США: «Мы постоим за Пакистан».
В свою очередь Пакистан, гарантирующий безопасность планируемого китайско-пакистанского торгового коридора, 20 октября этого года заявил о намерении сотрудничать с Китаем в «борьбе с терроризмом», отметив, что врагов Китая Пакистан будет считать своими врагами.
Важно не упускать из виду то, что создаваемый между Пакистаном и Китаем торговый путь пройдет через территорию Восточного Туркестана. В ходе своего визита в Китай премьер-министр Шариф дал понять, что Пакистан намерен помогать Китаю в борьбе с радикальными уйгурами в Восточном Туркестане.
***
Наконец, следует обратить внимание на недавнее заявление президента Китая Си Цзиньпина о готовности Китая укреплять сотрудничество с другими государствами в рамках проектов «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века».
Говоря об ускорении реализации данных проектов, глава КНР подчеркивает необходимость определения временных сроков и подготовки дорожных карт для строительства «одного пояса и одного пути» и отмечает, что для претворения в жизнь этих замыслов важно обратить внимание и на другие крупные проекты.
Китайская сторона подчеркивает, что странам, входящим в зону сотрудничества в рамках этих проектов, Китай будет оказывать содействие в области строительства объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации. Китай словно говорит: «Я просто делаю свою работу», — при этом недружелюбная политика, проводимая США, только усиливает руку Китая!
***
Тихо и последовательно используя стратегию укрепления своих позиций в зонах влияния через призывы к «сотрудничеству» в регионе, Китай очень быстро продвигается вперед, и на данный момент на его пути нет препятствий. Включая и Россию, с которой он выстраивает сотрудничество и состоит в отношениях вынужденного альянса.
На сегодняшний день Россия ничего не может поделать с тем, что Китай творит на ее «заднем дворе». Ведь все внимание России — на вопросах украинско-крымского кризиса и отношений с США и ЕС.
Неявным героем военной стратегии, которую Китай проводит против дуэта «США — ЕС», является китайский полководец Сунь-цзы. В написанной им 2500 лет назад работе под названием «Искусство войны» дается такое наставление: «Если ты голоден, покажи, что ты сыт; если ты сыт, покажи, что ты голоден; если ты далеко, покажи, будто ты близко; если ты близко, покажи, будто ты далеко; если ты слаб, покажи силу; если силен, покажи слабость».
По-вашему, Китай действительно далеко?