Борьба против боевиков «Исламского государства» привлекает к себе внимание зрителей со всего мира, и, среди прочего, они наблюдают за тем, как мужчины и женщины оказывают сопротивление исламистам на севере Сирии. Сирийская часть Курдистана, или Запад, как ее любят называть курды, воюет с исламистами более двух лет, но лишь совсем недавно, когда началось сражение за пограничный город Кобани, она обрела широкую известность.
Легко и просто писать о том, что курды выступают против новой террористической угрозы, однако в действительности они делают нечто гораздо более значительное. Город Кобани стал символом, и продолжающийся там конфликт имеет универсальное значение. Курды не просто воюют с исламистами; они также пытаются создать модель демократии, которая может реально принести стабильность в этот истерзанный войной регион.
Курдская политическая концепция зиждется не на каких-то конкретных расовых, этнических, региональных или религиозных убеждениях и верованиях, а на идее или на ряде идей, которые должны найти отклик у людей во всем мире.
Воюющие в Кобани утверждают, что выступают за свободу всех живущих в регионе людей, будь то курды, турки, арабы или кто-то еще. Одним из примеров этого является то, как курдские бойцы в Кобани бросают вызов гендерным стереотипам.
Что касается религиозных различий, то Кобани демонстрирует ошибочность взглядов исламофобов, считающих, что Ближний Восток неспособен на прогрессивные перемены, и опровергает мнение политкорректных исламофилов, которые продвигают покровительственную идею о том, будто религиозное самосознание является высшим приоритетом для мусульман всего мира. Демонстрируя готовность защищать от преследований ИГ езидов, курды, по сути дела, отстаивают идеи светского радикализма и толерантности в регионе, который разрывает на части религиозная вражда.
Новинкой в курдской борьбе за самоопределение является само понятие самоопределения. Применительно к народам данное понятие в целом означает их право на отделение и создание собственных государств. Однако курды смотрят на это иначе. Многие считают, что на самом деле региону нужен эксперимент с демократическим федерализмом.
Эту идею поддерживает создатель Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан (Abdullah Ocalan), который для курдов является главным интеллектуалом и высоконравственной фигурой. КРП борется с Турцией за предоставление курдам большей автономии с 1978 года, и она также ведет подготовку в Кобани курдских боевиков. Труды Оджалана, которые он написал в застенках турецких тюрем, где провел около 15 лет, стали солидной идеологической основой для борьбы курдов. Оджалан считает, что национальные государства изначально являются репрессивными и деспотическими. Хотя угнетенные группы людей имеют вполне легитимное желание сформировать собственные государства, каждое из таких новообразованных государств просто сменяет одну форму господства на другую. По мнению Оджалана, национальное государство связано с ксенофобским национализмом, с дискриминацией женщин и с религиозным фундаментализмом.
Демократическая конфедерация — это система государственного управления, основанная в большей степени на коллективном единодушии и на добровольном участии. Экология и феминизм рассматриваются в качестве главных основ местного самоуправления. Демократическая конфедерация предусматривает создание такой экономической системы, в основе которой нет ни эксплуатации человеческого труда, ни неразумного использования природных ресурсов.
В Кобани эта теория по сути дела находит практическое воплощение. Ее идеи могут показаться утопией, а реалисты с полным на то основанием могут усомниться в жизнеспособности автономных коммун, у которых нет политической и военной поддержки централизованного государства. Но, как говорил Оскар Уайльд, прогресс есть воплощение Утопии. Может, прогресс в Кобани как раз и является таким.
Битва за Кобани — событие всемирного значения, не уступающее Декларации независимости, взятию Бастилии, Парижской коммуне и вьетнамской победе при Дьенбьенфу. Победа курдов станет вызовом для устоявшегося интеллектуального, этического и политического порядка.
В момент усиления правых партий в Европе и других местах, а также параллельного с ним роста фундаментализма, в рядах меньшинств курды предлагают нам нечто иное. И их нельзя игнорировать. В этом смысле они ведут борьбу за всех нас.