Количество вооруженных людей, приезжающих из России на подмогу ополченцам Донецка и Луганска, растет каждую неделю. Это наемники, инструкторы спецслужб, бывшие заключенные и российские военные. Как официально заявили представители российских властей, последние являются «добровольцами», которые используют свои отпуска, что «помочь» народу Новороссии (так называли юго-восток Украины в царское время).
В качестве одной из причин, чтобы оправдать свой мятеж, ополчение указывает на то, что в Киеве к власти пришла «фашистская хунта», которая «угрожает свободам» русскоязычного населения. Тем не менее, все указывает на то, что именно эти отряды представляют самую настоящую опасность для жителей Донецка и Луганска.
Дело дошло до того, что каждое вооруженное формирование «вершит правосудие», руководствуясь своими собственными законами. Они действуют не только за рамками украинского законодательства, но и не придерживаются каких-либо единых правил, согласованных с теми, кто руководит этой черной дырой, которую в Москве называют Новороссией.
25 октября, в городе Алчевск (Донецкая область) прошло первое заседание народного суда под председательством Алексея Мозгового, командира пользующегося дурной славой отряда «Призрак». За несколько дней до этого город был оклеен плакатами, приглашавшими жителей прийти на суд и голосованием решить, что делать с двумя насильниками.
Заседание прошло в актовом зале Дома культуры химиков, а командир отряда «Призрак» лично позаботился о том, чтобы помещение было заполнено народом. Так был сформирован первый народный суд из 300 человек. Видеозапись осуществил телеканал «Отрядинформ», принадлежащий «штабу» Мозгового, который (держа в руках шариковую ручку) сидит в левом конце стола, отдавая своим людям соответствующие инструкции и «направляя» выступления присутствующих. У обвиняемых, кстати, защиты не было. В качестве адвоката никто не выступил.
Приговор поднятием руки
За то, чтобы приговорить к смертной казни первого уличенного в изнасиловании проголосовали 164 человека поднятием руки, 37 были против. Но ему удалось избежать высшей меры: по предложению Мозгового в качестве наказания его отправят на передовую, где он будет воевать с украинской армией.
Второму обвиняемому, который предположительно изнасиловал 15-летнюю девочку-подростка, повезло меньше. За расстрел проголосовал 271 человек, против — 18. Его не помиловали, и вскоре пришло сообщение о том, что приговор приведен в исполнение. Россия не осудила «народный суд» в Алчевске, несмотря на его большую схожесть с методами талибов или Исламского государства.
Главарь «Призрака» объявил во время заседания, что одной из мер по предотвращению новых актов сексуального насилия «будет запрет молодым женщинам посещать в вечерние часы общественные заведения», в частности, рестораны и кафе. «Если кого заметим, то будем задерживать», — подытожил Мозговой под бурные аплодисменты. По его мнению, женщина должна сидеть дома. Еще одной распространенной формой наказания у ополченцев является избиение палками — без суда и следствия — обвиняемых в мародерстве.