В центре внимания СМИ по-прежнему находились события на востоке Украины. Ссылаясь на заявление Совета национальной безопасности Украины, газеты писали о «вторжении России» на территорию Украины и об «очередной провокации» со стороны Москвы. В то же время авторитетная Süddeutsche Zeitung (8.11) подчеркнула, что «к данным, распространяемым СНБО, следует относиться осторожно». Однако в целом издание считает правдоподобными сведения о переброске российской военной техники на восток Украины: еще на прошлой неделе западные корреспонденты заметили в Донецке четыре крупных военных конвоя, которые, «судя по всему, привезли подкрепление из России».
Либо сепаратисты и поддерживающий их Кремль опасаются наступления украинской армии, либо они сами готовятся к нападению, заключает газета.
Пресса все чаще пишет об отделении восточных областей Украины. Похоже, Киеву не остается ничего другого, кроме как признать этот факт, отметила влиятельная Die Zeit (6.11). Украина не сможет вернуть «потерянные территории» с помощью военной силы: во-первых, армия плохо оснащена и ей не хватает даже зимнего обмундирования, во-вторых, изможденное население переходит на сторону сепаратистов. С политической и экономической точек зрения Киев заплатит высокую цену за потерю Донбасса, однако цена, которую ему придется заплатить за войну, будет гораздо выше, резюмирует Die Zeit.
Экономисты предупреждают о том, что независимость или возможное присоединение Донбасса к России способны дестабилизировать Украину не только в политическом, но и экономическом отношении, заметила Frankfurter Allgemeine Zeitung (7.11). Регион, в котором сосредоточены промышленные предприятия, гораздо важнее для Украины, чем Крым, говорится в публикации.
По мнению Василия Астрова (Vasily Astrov), эксперта Венского института международных сравнительных экономических исследований, «с точки зрения экономики, потеря Крыма была для Украины приемлема, тогда как Донбасс как промышленный регион имеет огромное значение» (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 7.11).
Российско-китайские отношения обсуждались в контексте саммита АТЭС в Пекине. Эксперты всячески подчеркивают, что двустороннее сотрудничество более выгодно Китаю, чем России, которая вынуждена сблизиться с Китаем на фоне санкций, введенных Западом из-за украинского кризиса.
Эксперт аналитической компании IHS Global Insight Раджив Бисвас (Rajiv Biswas), президент Европейской торговой палаты в КНР Йорг Вуттке (Jörg Wuttke), а также генконсул Украины в Шанхае Натали Мудренко (Natali Mudrenko) едины во мнении о том, что выгоду из украинского кризиса извлекает Китай.
Пекин, известный тем, что «торгуется до последнего» и выжидает, пока партнер попадет в невыгодное положение, добился выгодных условий во время подписания соглашений с Россией в рамках саммита АТЭС, утверждают специалисты.
Китай когда-то пребывал в нищете, но сейчас является второй по величине экономикой в мире и считает себя конкурентом США, тогда как Россия, по мнению многих аналитиков, исполняет роль «младшего партнера» Китая, отмечает Die Welt (10.11).
По мнению Раджива Бисваса, Пекин прагматичен в выстраивании отношений с Россией и хорошо продумывает вопрос, в какой сфере стоит сотрудничать, а в какой — нет. В отличие от России, одиноко стоящей на мировой политической сцене, Пекин поддерживает многочисленные экономические и политические контакты в Европе и США, и поэтому не хочет стать участником новой холодной войны между Россией и Западом, считает Бисвас.
Россию и Китай связывают не только общие экономические интересы, заметила деловая Handelsblatt (11.11). Владимир Путин и Си Цзиньпин хорошо друг друга понимают: они авторитарные правители, оба проводят жесткую внешнюю политику, пишет издание. Лидеры двух стран испытывают глубокое взаимное уважение, а «болтливых» европейцев или «беспомощного» Обаму они больше не считают достойными уважения, говорится в публикации.
Вместе с тем Handelsblatt приходит к выводу, что Путин более зависим от Си Цзиньпина. По мнению газеты, при других обстоятельствах президенту России не понравилась бы инициатива, с которой лидер КНР выступил на саммите АТЭС: речь идет о планах Пекина вложить 35 миллиардов евро в развитие «нового Шелкового пути» в Центральной Азии и укрепить таким образом отношения с центральноазиатскими странами.
«Если бы у Путина не было достаточно проблем, связанных с Украиной, вряд ли он смирился бы с этим: ведь Россия считает бывшие советские республики зоной своего влияния», — подчеркнула Handelsblatt.