Говорят, холодная война закончилась. Но, возможно, мы находимся в условиях новой и более сложной холодной войны? Этот вопрос не раз поднимали на мероприятиях по случаю 25-й годовщины падения Берлинской стены.
Холодная война — это такой вид необъявленной войны, при которой не грохочут пушечные ядра, пулеметы, не летают ракеты, а стороны пытаются разбить и низвергнуть друг друга, прибегая к всевозможным обманным ударам и тактическим фолам, в том числе подножкам и толчкам.
Берлинская стена была символом «холодной войны», которая, в свою очередь, стала продолжением «горячей войны», завершившейся в 1945 году. Мир разделился на два полюса. Как напрямую, так и с помощью своих сторонников Америка и Россия пытались потеснить друг друга. Самое страшное, что могло произойти в ходе холодной войны — это обмен ядерными ударами. По счастливой случайности, а также в некоторой степени благодаря здравому смыслу этого не произошло. Более того, в ядерной войне не было бы победителей: когда в этой войне один стреляет, другой отвечает тем же. А жизнь на Земле была бы оставлена на милость радиационных облаков.
Почти 40 лет этот страх сохранялся, и в 1989 году Берлинская стена была разрушена. Восточная система во главе с Россией потерпела поражение, победителем стал Запад. Или, по крайней мере, так считалось.
А от главного действующего лица этого процесса и бывшего лидера Советского Союза Горбачева недавно поступило заявление: «Мир находится на пороге новой холодной войны. А некоторые даже утверждают, что она уже началась».
Примечателен уже один только тот факт, что эти слова были произнесены тем политиком, который определил ход холодной войны прошлого века. Горбачев полагал, что с помощью контролируемых реформ сможет поставить Советский Союз на ноги. Но это был опасный эксперимент, за которым неожиданно последовал взрыв: Советский Союз распался и стал делом прошлого. Однозначной оценки тех событий нет до сих пор. И Горбачев критикует Запад за то, что после распада Советов тот погрузился в эйфорию победы. Как отмечает бывший советский лидер, после падения Берлинской стены в Европе не возникло новых механизмов коллективной безопасности, а европейская политика не пошла по пути разоружения. Все это заложило основы нынешних негативных тенденций.
Верно. После падения Берлинской стены Запад долго искал себе «нового врага», который займет место коммунистов. И, в конце концов, к сожалению, нашел. Им стал ислам.
Напрасно многие предупреждали: исламская религия не имеет отношения к политическим расчетам, от них ее, напротив, нужно держать как можно дальше. Сначала Афганистан, затем теракты 11 сентября расставили все точки над «i».
Если сегодня действительно вспыхнула новая холодная война, то она охватит не два полюса, как раньше, а гораздо большее количество центров. Для войны на множество фронтов созданы все условия. Такое положение обусловливают международные террористические группы невиданного ранее масштаба, трансграничная активность боевиков, радикализм, подрывающий мир на Ближнем Востоке, а также неограниченная и бескомпромиссная конфликтная энергия общественных масс.
Более того, сегодня оружие массового уничтожения достать значительно проще. Невидимому врагу в этой необъявленной войне очень легко устроить массовую резню.
Если одна из сторон этой войны — Запад, то ему противостоит множество «врагов». Мир не привык к такой войне с неопределенными границами и сторонами. И понятие «новой холодной войны» было бы для нее слишком лестным. Кроме того, вопрос о возможных сроках этой войны и о том, как будет объявлен победитель, предполагает ответы, которые навевают ужас.
В период прошлой холодной войны США сначала вовлекли Москву в гонку вооружений. В итоге, не вынеся бремени военных расходов, обанкротившаяся советская экономика проиграла эту гонку. Хотя падение Берлинской стены символизирует политический крах, источником этого краха была экономика. Когда ломается экономика, ломается все.
Стремясь обанкротить Советы, президент США Рейган еще до падения Берлинской стены говорил о разработке несуществующих космических вооружений. Москва ни за что не смогла бы собрать денег на такую систему.
А в новых публичных откровениях сын Рейгана утверждал, что его отец разрушил Советы с помощью нефтяного оружия. Так, увеличив предложение на нефтяном рынке, Саудовская Аравия по просьбе Рейгана добилась снижения цен на нефть. Это резко снизило доходы Москвы и привело к банкротству СССР. Рейган предлагает и сейчас использовать этот метод и разорить нового врага — Путина.
В этой связи обращают на себя внимание события последних нескольких недель. Загадочным образом повысив предложение, саудиты обвалили нефтяной рынок. Считается, что негативная динамика на рынке в России и падение курса рубля являются следствием этих усилий.
Если Америка усложняет жизнь Москве с помощью старой формулы, то извлекшая уроки Россия будет действовать по-новому. Шаги, которые она сейчас предпринимает, коснутся каждого, включая и Турцию. В конце концов, история не повторяется, и не все войны протекают одинаково. Новая война, возможно, и началась, но, по всей видимости, она не будет «холодной».