Действительно, бизнес не знает ни друзей, ни врагов. Особенно когда ситуация складывается критическая. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан призвал Евросоюз построить газопроводы между странами блока, чтобы обеспечить доставку азербайджанского газа в Центральную Европу, сообщило информационное агентство MTI.
«В предстоящие годы мы должны создать условия для того, чтобы азербайджанский газ смог проделать путь от южной до Центральной Европы», — заявил Орбан после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, во время которой они подписали договор о стратегическом партнерстве.
Как же так, ведь буквально на днях тот же Виктор Орбан подтвердил свою решимость реализовать проект сооружения газопровода «Южный поток» вопреки возражению Евросоюза. Еврокомиссия блокирует проект из-за несоответствия его нормам третьего энергопакета, запрещающего компаниям, добывающим газ, владеть магистральными трубопроводами в ЕС. Он заявил об этом представителям зарубежных СМИ спустя день после того, как парламент Венгрии одобрил закон, способствующий ускорению ввода в действие венгерской ветки данного трубопровода. Ранее парламент Венгрии одобрил законопроект, который позволит ускорить строительство «Южного Потока».
Парламент одобрил поправки в закон, который позволит начать строительство газопровода «Южный поток» в обход правил Евросоюза. Поправки позволяют допустить к строительству в том числе компании, не имеющие соответствующей лицензии. Поддержали документ 132 депутата, против высказались 35. За поправки также выступил и глава правительства Виктор Орбан. И, как заявил эксперт по вопросам регулирования энергетики Аттила Холода, поправки принимаются для того, чтобы «показать России серьезность намерений Венгрии» в отношении «Южного потока» и поддержать строительство газопровода.
Столь резкое заявление Будапешта не могло остаться без внимания Еврокомиссии. Она среагировала буквально сразу. ЕК выясняет у венгерских властей подробности законодательных поправок, принимаемых для ускорения строительства «Южного потока», заявила официальный представитель ЕК по климату и энергетике Анна-Каиса Итконен.
Ей пришлось разъяснить, что раздельные процедуры разрешения на строительство и эксплуатацию газопровода как таковые не противоречат нормам европейской газовой директивы. В то же время она подчеркнула, что такие разрешения должны быть основаны на объективных и не дискриминирующих критериях, опубликованных и прозрачных. А из поправки непонятно, согласно каким критериям такие разрешения на строительство газопроводов могут быть предоставлены венгерскими национальными регулирующими органами.
К сожалению, нам не известны детали принятых венгерским парламентом поправок. СМИ же акцентируют внимание лишь на том, что депутаты одобрили пакет поправок, которые позволят осуществлять строительство газопровода компаниям, которые не имеют надлежащей лицензии. Но ведь и депутаты, и правительство прекрасно были осведомлены о том, что Еврокомиссия в настоящее время пытается заблокировать проект в связи с тем, что он не соответствует нормам третьего энергопакета, запрещающего компаниям, добывающим газ, владеть магистральными трубопроводами в ЕС. Знали в Будапеште и о том, как ранее Еврокомиссия решительно выступила против подобных же заявлений правительств Болгарии, Австрии, Сербии.
Что же заставило венгерского премьера после всего этого заявить о поддержке «Южного потока», то есть российского газа, а вскоре после этого выступить уже за азербайджанский газ? Если в случае с Болгарией haqqin.az объяснял это шантажом и подкупом со стороны России, не исключая, конечно же, и сильной потребности страны в газе, то в Венгрии позиции Москвы не так сильны. Здесь во главу угла, думается, стоит поставить именно критическое состояние экономики этой страны в самом центре Европы, которой грозит холодная зима без отопления.
Если север, запад и юг континента как-то еще обеспечены газом, то у Венгрии просто нет другой альтернативы, кроме российского газа. И вообще, страна слабо обеспечена энергоресурсами. Поэтому, скажем, та же Германия, по словам премьера Орбана, может спокойно рассуждать о мерах наказания Москвы, используя для этого любую зацепку, а Будапешт позволить себе этого не может. Приближающиеся холода не способствуют этому. В такой ситуации, конечно, не до Еврокомиссии с ее заумными рекомендациями. Тут правительство даже западноафриканский газ с удовольствием возьмет с его эболовой опасностью — надо выживать.
Приняв такой вариант причины первого заявления Орбана, попробуем объяснить и причину второго его заявления в поддержку азербайджанского газа. По большому счету Венгрии все равно, какой газ получать — российский или азербайджанский. Но «Южный поток» пытался проникнуть в Европу с большим шумом и напором, Газпром давно обговорил детали проекта с Будапештом, местные компании подсчитывали выгоды… и вдруг грянул запрет Еврокомиссии.
Азербайджанский же газ открывал этот путь более осторожно, а разделение всего проекта на несколько участков, из которых Европу интересует лишь последний — ТАР, как-то вообще упростило его. Представляете, весь 40-миллиардный проект разделен на три вполне самостоятельных участка, и в отдельности они намного дешевле «Южного потока». Да и мощность последнего посолиднее, что давало надежду всем странам-транзитерам на большие доходы и объемы поставок газа.
Вот и хватаются эти страны за Южный поток, как утопающий за соломинку. Но в последний момент они меняют свой ориентир и говорят о значимости азербайджанского газа. Только ли окрик Еврокомиссии на них так действует? Думается, нет. Тем, кто не знаком с ходом переговорного процесса, трудно об этом судить. Но давайте сопоставим факты.
София окончательно изменила свое решение после визита в сентябре президента Болгарии в Баку, где у него состоялась встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Будапешт меняет ориентир в ходе визита в Венгрию президента Ильхама Алиева. Случайным такое совпадение не назовешь.
Да, надо открыто заявить, что это убедительная победа азербайджанской дипломатии. И основа этой победы закладывалась загодя, пожалуй, как раз с разделением целого проекта на три части. Это позволило проводить более гибкую политику со странами — как транзитерами, так и покупателями. Вот и сейчас, пока Путин праздновал свою газовую победу в Китае, Алиев сумел убедить Будапешт в том, что азербайджанский газ по всем параметрам поступит на европейский рынок раньше российского.
Так что нечего портить отношения с Брюсселем. Примерно то же, видимо, произошло и в Баку, когда президент Болгарии Росен Плевнелиев воочию сумел убедиться в мощи и надежности азербайджанского проекта. И не исключено, что эту политику Алиев корректирует с Брюсселем, с которым Путин пытается не считаться вообще. Теперь уверенно можно сказать, что Алиев полностью переиграл российского хозяина газа и нефти на европейском рынке...