Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арабский подъем в Иерусалиме

© East News / AP Photo/Hussein MallaМальчик из молодежного движения «Хезболлы» во время празднования Дня Иерусалима в городе Набатия в Ливане
Мальчик из молодежного движения «Хезболлы» во время празднования Дня Иерусалима в городе Набатия в Ливане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это не третья интифада. Однако сотрясающее улицы Иерусалима насилие вполне может положить начало масштабному протестному движению на палестинской территории. Назовем его арабским подъемом в Иерусалиме. Последние несколько недель святой город находится на грани взрыва. И, по всей видимости, насилие только набирает обороты.

Это не третья интифада. Ну, наверное, нет. Однако сотрясающее улицы Иерусалима насилие вполне может положить начало масштабному протестному движению на палестинской территории. Назовем его арабским подъемом в Иерусалиме.

Последние несколько недель святой город находится на грани взрыва. 5 ноября Ибрагим аль-Акри убил израильского пограничника и ранил еще трех человек, направив машину в толпу. За две недели до этого Абдель-Рахман аш-Шалуди поступил точно таким же образом, убив трехмесячного ребенка и 22-летнюю женщину, а также травмировав еще, по меньшей мере, шестерых человек. Оба они — жители Шуафата и Сильвана, двух районов Восточного Иерусалима.  

По всей видимости, насилие только набирает обороты. 10 ноября двое израильтян были зарезаны палестинцами в Тель-Авиве и на западном берегу реки Иордан. А в прошлую пятницу в городе Сахнин израильская полиция застрелила вооруженного ножом человека, что повлекло за собой акции протеста палестинской молодежи, которая принялась забрасывать камнями полицейских.

Поворотный момент

Недавние нападения, которые можно рассматривать как логичное продолжение нескольких месяцев периодических вспышек насилия в Восточном Иерусалиме, стало своего рода решительным поворотным моментом для арабской общины города. Иерусалим оказался в эпицентре палестинского движения впервые со времен беспорядков 1929 года, которые стали кровавым поворотом в палестино-израильском конфликте.   

Со времен завоевания западного берега реки Иордан и сектора Газа израильтянами в 1967 году беспорядки и акции в Израиле неизменно устраивали выходцы из этих регионов. Так, например, первая интифада началась в Газе после того, как машина израильских военных врезалась в грузовик с палестинскими рабочими, в результате чего погибли четверо из них. За похоронами последовали массовые демонстрации, которые охватили все палестинские территории.

Причиной второй интифады стало решение Ариэля Шарона (тогда он был лидером оппозиции) посетить Храмовую гору, откуда можно увидеть руины Второго храма иудеев и где находятся мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Это движение даже получило название интифада Аль-Аксы. 

Как бы то ни было, инициаторами беспорядков выступили лидеры Палестинской автономии с западного берега Иордана. Незадолго до начала конфликта палестинский лидера Ясир Арафат называл молодых членов ФАТХ «новыми генералами» и грозился «начать новую интифаду» для формирования независимого палестинского государства. Израильтянам пришлось загнать его в угол в его жилом комплексе в Рамалле, чтобы попытаться снизить накал страстей.

Обычно иерусалимские арабы держались в стороне от стычек. По большей части это было связано с тем, что их предприятия процветали или чахли в зависимости от туризма или же были как-то иначе связаны с израильской экономикой. Однако финансовым интересам не объяснить всего: опубликованное в 2011 году удивительное исследование показало, что 40% иерусалимских арабов предпочли бы жить в Израиле, а не будущем палестинском государстве. Кроме того, 85% из них не стали принимать участия в прошедших в 2006 году палестинских выборах. 

Стремление вести себя тихо прошло

Возможно, это стремление не мутить воду с Израилем осталось в прошлом. Первые признаки того появились этим летом, когда три израильтянина (двое из них страдают от психических расстройств) похитили и жестоко убили 16-летнего палестинца Мухаммеда Абу Хдейра из Шуафата.

Пока еще даже не было установлено, что причиной убийства стал национализм, Шуафат погрузился в полный хаос. Демонстранты бросали камни и коктейли Молотова в пограничников и разнесли трамвайную остановку в центре города.

С тех пор в Шуафате так и не наступило затишья. Волнения там продолжались в течение всего лета, когда в Газе шла война Израиля с ХАМАС. По мере роста числа погибших и появления все новых кадров разрушений из Газы на экранах телевизоров искры недовольства вспыхнули и в других арабских кварталах Иерусалима. Находящиеся в окрестностях старого города зоны тоже внесли свою лепту в виде сожженных покрышек, брошенных камней и прочих форм протеста.  

В израильской полиции отметили, что в период с июля по сентябрь в Восточном Иерусалиме было проведено 740 задержаний за «нарушение общественного порядка», в результате чего обвинения были выдвинуты против 246 человек. В другом отчете указывается, что число нападений на проживающих в Восточном Иерусалиме израильтян практически удвоилось: с 200 в июле 2013 года до 360 в июле 2014 года.

Храмовая гора — сосредоточие конфликта

Тем временем Храмовая гора подлила масла в пламя конфликта, добавив к растущей напряженности религиозную составляющую. В августе этого года некоторые израильтяне поднялись туда на девятое ава, то есть в траурный день памяти о разрушении Первого и Второго иерусалимского храма. Не желая принимать во внимание мнение иудеев, группа палестинцев в масках целых два дня устраивала потасовки и забрасывала полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью.  

Но на этом все не закончилось. В конце сентября палестинская молодежь начала швырять петарды и камни в полицейских с Храмовой горы. Параллельно с этим министр иностранных дел Кувейта привлек к себе большое внимание СМИ, когда посетил святые места и поддержал притязания на них со стороны палестинцев и всех арабов. Его слова перекликались с возникшими у многих палестинцев опасениями насчет «иудеизации» Иерусалима.

Вероятно, именно стремление выразить протест против такого положения дел подтолкнуло жителя Восточного Иерусалима Моатаза Хиджази к тому, чтобы выстрелить в упор в израильского активиста Иегуду Глика 29 октября. Получивший тяжелое ранение Глик был известен борьбой с израильским законом, который запрещает иудеям молиться на Храмовой горе во избежание всех тех инцидентов, которые мы наблюдаем сегодня. Он же аргументирует свою позицию тем, что гора является самым священным местом для иудеев, и, следовательно, те должны получить право на молитву. 

Причем нужно сказать, что Глик (сейчас он залечивает раны) не одинок в своих требованиях. Некоторые израильские парламентарии активно добиваются снятия запрета на молитву на Храмовой горе. Один из них, депутат от партии «Ликуд» и заместитель спикера Кнессета Моше Фейглин, лично отправился туда в сопровождении внушительного эскорта охранников 2 ноября, вскоре после происшествия с Гликом. Фейглин и заявил, что пытается «изменить реальность» запрета на молитву для иудеев в этом святом месте. По его словам, «отказ от суверенитета Израиля на Храмовой горе равносилен отказу от Иерусалима и всей страны».

Тот факт, что большинство израильтян вовсе не обязательно поддерживают Клика и Фейглина, на данном этапе практически не имеет никакого значения. Арабские районы Иерусалима продолжают бурлить, и сегодня к ним присоединяются некоторые арабы с севера страны. В прошлые выходные в Кафр-Кане десятки демонстрантов бросали камни в полицейских, жгли шины и даже перекрыли ведущую в город дорогу. Произошло это после того, как сотрудники правоохранительных органов застрелили 20-летнего парня, который пытался зарезать полицейского.   

Региональная напряженность

В остальном мире мусульманские лидеры и в частности король Иордании и президент Турции требуют от Израиля сделать все необходимое для восстановления спокойствия. Арабские СМИ выплеснули целый поток резких редакционных материалов и программ, которые в очередной раз нагнетают нервозность на Ближнем Востоке.

Эта региональная напряженность создает еще большие трудности для Израиля, которому нужно как-то реагировать на арабский подъем в Иерусалиме. Премьер-министру Биньямину Нетаньяху придется действовать с большой осторожностью, чтобы гнев арабского мира и даже некоторых европейских партнеров Израиля не привел к изоляции страны. В то же самое время ему нужно продемонстрировать достаточную жесткость во внутренней политике, быстро и решительно принять меры против тех, кто нападает на израильтян, и подтвердить суверенитет Израиля во всем Иерусалиме, в том числе и в арабских районах.  

Однако пока что агрессия идет по нарастающей, совершенно бесконтрольно. 7 ноября около 30 палестинцев были ранены, когда израильские правоохранительные органы попытались успокоить волнения в лагере беженцев в Шуафате. 9 ноября израильские СМИ сообщили, что палестинцы из расположенного неподалеку от Иерусалима города Бир Набала, вооружившись «болгаркой» и кувалдами, проделали большую дыру в стене, которая идет вдоль дороги на западном берегу Иордана. А появившееся на YouTube видео, в котором прославляются те, кто направляет машины на израильтян, постепенно становится вирусным.  

Израиль естественно стремится как можно быстрее свети на нет арабский подъем в Иерусалиме, пока тот не породил еще более масштабные волнения среди палестинцев. Но даже если относительное затишье, в конце концов, все же удастся установить, недавняя вспышка насилия поднимает проблему в долгосрочной перспективе. Наилучшим примером тому, наверное, служит трамвай в Шуафате, который инженеры намеренно провели через арабский район, чтобы тем самым поспособствовать мирному сосуществованию двух народов. Теперь для него уже не получится подобрать новый маршрут, как, впрочем, и вернуть доверие тех, кто им пользуется.