Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вновь вспомнить Сталина по случаю 70-й годовщины депортации турок-месхетинцев

© East News / Laski DiffusionИосиф Сталин
Иосиф Сталин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С ними обращались как с «животными». Роженицы, старики, больные, а также все, кто не выдержал голода или подхватил в пути какую-либо болезнь, не выжили. Тела погибших выбрасывали из вагонов. Очевидец этих событий говорит: «Нас разделили. Они пытались нас уничтожить, но мы сопротивлялись». Сегодня, в 70-ю годовщину депортации турок-месхетинцев мы снова вспоминаем Сталина.

Сталина, наряду с Гитлером, ставят в один ряд с самыми беспощадными лидерами и диктаторами мира.

Диктатура Сталина, который пришел к власти после смерти Ленина, организатора большевистского переворота, и 30 лет возглавлял советское государство, повлияла на мировую политику и наложила отпечаток на миллионы человеческих жизней. О Сталине, сыгравшем активную роль в большевистской революции, можно помнить как о сильном лидере, который обеспечил быструю индустриализацию Советского Союза, становление социалистической системы во всем СССР и осуществил советскую модернизацию в рамках теории социализма. Однако на оборотной стороне медали — совсем другие сюжеты.

С распадом Советского Союза для исследователей открылись недоступные прежде материалы государственных архивов, при этом обнаружилось, что с 1937 по 1949 годы сталинская администрация депортировала более трех миллионов человек с территорий их исторического проживания. Согласно архивам, можно выделить три группы граждан, депортированных в сталинский период: политзаключенные, зажиточные крестьяне, этнические группы. Всех, кто, как считалось, был против советского социализма или мог организовать диверсию, без каких-либо обоснований выгоняли из их собственных домов, направляли в Сибирь или трудовые лагеря.

После смерти Ленина началась борьба за власть между Троцким и Сталиным. Вероятность того, что Троцкий поднимет народное восстание, пугала Сталина. Опасаясь возникновения различных политических движений и провокации в отношении усвоившего советский режим народа, Сталин использовал всевозможные методы сбора информации и без суда и следствия наказывал всех инакомыслящих.

Среди тех, кто пострадал в эти годы, были даже ближайшие сподвижники Сталина, шедшие с ним рука об руку во время большевистской революции. Троцкого же, который сыграл немаловажную роль в этом перевороте и был одним из соратников Ленина, Сталин обвинил в «подрывной деятельности», выслав его сначала в Алма-Ату, а затем в Стамбул.

С целью повышения производительности труда в сельском хозяйстве и устранения частной собственности на землю в сталинский период были введены коллективные методы ведения сельского хозяйства и созданы фермерства, называемые «колхозами». Зажиточных крестьян (или, по выражению Ленина, «кровопийц»), которые обладали такой собственностью в Российской империи и не желали делиться с социалистическим режимом своей землей, отправляли в Сибирь или трудовые лагеря ГУЛага. Эти лагеря использовались, с одной стороны, с целью наказания, с другой — для покрытия дефицита рабочей силы, благодаря чему удалось ускорить темпы экономического развития. Анализ советских архивов показал, что всего через систему ГУЛаг прошло около 14 миллионов человек, из них более двух миллионов не вынесли тяжелых условий жизни и труда, погибнув в этих местах заключения.

Депортация и экспроприация этнических групп

С целью обеспечить принятие социалистического режима всеми этническими группами, проживавшими в СССР (а их насчитывалось более сотни), проводилась политика «коренизации», в рамках которой на руководящие партийные и административные посты выдвигались местные национальные кадры. Кроме того, местным народам предоставлялось право получить образование на родном для них языке. Но, на самом деле, «коренизация» не вышла за пределы установления контроля над неславянскими группами.

Народы, которые, как предполагалось, могли стать помехой для целей и замыслов Сталина по мере приближения ко Второй мировой войне или были способны организовать диверсию или шпионаж в пользу других государств, в рамках политики «специальных поселений» изгонялись с мест их проживания в разные районы Средней Азии и Сибири. Сегодня все исследователи и историки признают, что в период до Второй мировой войны Сталин демонстрировал параноидальный подход, а его действиями руководил страх. В итоге на изгнание были обречены 13 этнических групп — под предлогом неверия в их лояльность и опасений в том, что они создадут опасность на границе.

Историк Дж. Отто Поль (J. Otto Pohl) в книге под названием «Этническая чистка в Советском Союзе» выделяет две основные группы сообществ, которых подвергли депортации. В первую группу входят те, кто иммигрировал в Советский Союз: немцы, греки, корейцы, курды, финны, амшенцы, турки-месхетинцы. Несмотря на то, что на протяжении трехсот лет турки-месхетинцы жили в границах Османской империи, Поль относит их именно к этой группе, так как в свое время эти территории по договору отошли к России. Вторая группа — местные народы, проживающие в Советском Союзе и имевшие проблемы с Российской империей: карачаевцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, ингуши и балкарцы.

264 тысячи из более двух миллионов человек, изгнанных в Среднюю Азию и Сибирь по причине этнической дискриминации, погибли в ходе депортации или в силу тяжелых условий проживания в тех регионах, куда они были отправлены. Новая жизнь, начавшаяся с момента депортации, ссыльного пути и поселения на новых территориях, была наполнена непреодолимой болью. Сцены в поезде из фильма «Соединившиеся сердца», который в эти дни транслируется в кинотеатрах, наглядно передают те муки, что выпали на их долю в 1940-х годах. Тысячи ничего не подозревающих людей однажды ночью отправились в многонедельный, а подчас и многомесячный путь в до отказа наполненных грузовых вагонах. Страдая от холода и полного отсутствия гигиены, они даже не имели возможности питаться горячей едой.

В процессе депортации эти народы ждала не только разлука с родиной, но и экспроприация. Перед посадкой в грузовой вагон им разрешалось взять с собой всего несколько вещей. Люди оставляли дома, выращенный ими домашний скот, земельные угодья, дававшие им средства к существованию, амбары с пищевыми запасами, то есть все имевшееся у них имущество. При этом на вновь заселяемых территориях от них требовалось создать новое хозяйство и построить совершенно новую жизнь. Ссыльный путь и умышленно невыносимые условия депортации показывают, что эти меры предпринимались далеко не с добрыми намерениями. Отто Поль и вовсе полагает, что все эти шаги были нацелены на уничтожение данных этнических групп, поэтому эти депортации следует считать геноцидом, заключает историк.

Депортация турок-месхетинцев


Турки-месхетинцы, которых Сталин накануне Второй мировой войны рассматривал в качестве крупного препятствия для исполнения его планов в отношении Турции и Европы, были 14 ноября 1944 года депортированы с тех территорий, где они проживали на протяжении более трехсот лет. Желание турок-месхетинцев быть частью Турции в ленинский период, когда было признано право народов на самоопределение, послужило поводом для того, чтобы к этой группе долго относились с подозрением. Когда к этому добавились страхи и стратегические планы Сталина, он стал допускать вероятность того, что в случае войны турки-месхетинцы могут примкнуть к другому флангу и начать сотрудничать с Турцией.

Сталин приказал изгнать турок-месхетинцев из региона, расположенного в Грузии на границе с Турцией, и депортировать их в Среднюю Азию — на территорию Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Как и другие депортированные этнические группы, турки-месхетинцы были отправлены в длительный двухмесячный путь, который начался одной холодной ноябрьской ночью с посадки в переполненные грузовые вагоны. По выражению самих турок-месхетинцев, с ними обращались как с «животными». Роженицы, старики, больные, а также все, кто не выдержал голода или подхватил в пути какую-либо болезнь, не выжили. Тела погибших выбрасывали из вагонов. Очевидец этих событий вспоминает, как во время такой поездки он потерял своего деда. Его отец не мог допустить, чтобы советские солдаты поступили с телом деда так же, как и с другими погибшими. Спрятав тело, он скрывал его до самого окончания пути.

Когда вы беседуете с турками-месхетинцами, пережившими депортацию, они все описывают эти дни со слезами на глазах. Грузовые вагоны останавливали в разных пунктах пути следования, часть турок-месхетинцев высаживали из поезда и заставляли продолжать путь самостоятельно. Не зная, куда идти и какая жизнь ждет их впереди, турки-месхетинцы держали путь в неизвестность. При их расселении не принимали во внимание такие факторы, как родственные связи, род, в итоге разрушались семьи. Долгие годы этот народ не знал, что такое защита прав человека, ему не разрешалось покидать пределы отведенного региона, на каждом углу он сталкивался с дискриминацией.

Несмотря на то, что после смерти Сталина Советский Союз предпринял меры по реабилитации прав депортированных сообществ, турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться на историческую родину. Сегодня они проживают в 13 разных странах мира, и наилучшим образом эту ситуацию описывают слова одного турка-месхетинца, который сегодня живет в Турции: «Дочка, что мне делать в праздник? Одна моя дочь — в России, сын — в Америке, родственники со стороны дяди — в Узбекистане, тети — в Азербайджане. Кого из них я увижу? Нас разделили. Они пытались нас уничтожить, но мы сопротивлялись».

Прошло 70 лет с тех пор, как сталинская администрация депортировала турок-месхетинцев с территории Месхетии. В память об этом событии в Улудагском университете, а также в Университете Хитит проводятся научные конференции, во многих городах Турции организуются памятные мероприятия. Но это только одна этническая группа из тех миллионов человек, которых за 30-летний период своего правления Сталин притеснял, отправлял в изгнание, заставлял работать в трудовых лагерях в нечеловеческих условиях. Сталин стремился уничтожить турок-месхетинцев? Этого мы не знаем, но и в наши дни этот народ, численность которого насчитывает более 500 тысяч человек, продолжает вести борьбу за существование.

Автор — преподаватель отделения социологии, Университет Гедиз.