Многие комментаторы рассматривают АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) как альтернативу ТТП (Транс-Тихоокеанскому партнерству) — зоне свободной торговли, по вопросу создания которой США ведут переговорный процесс с некоторыми азиатскими странами без участия Китая и России. Недавно в рамках АТЭС, объединяющего 21 государство во главе с Китаем, была создана специальная рабочая группа для создания зоны свободной торговли между этими странами. Претворить в жизнь данный проект планируется за два года. Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, то, что эти планы нашли поддержку стран АТЭС, является важным историческим шагом.
Хотя в период проведения критически важного саммита АТЭС в Пекине западная пресса писала в основном о комической и искусственно раздутой проблеме с пледом, на фоне всей этой картины были сделаны важные шаги. Это и твердое намерение создать зону свободной торговли, которое продемонстрировали все страны-участницы, и вопрос второй крупной российско-китайской сделки по газу, который будет передаваться в Китай через трубопровод «Алтай» в Западной Сибири, и заявление Китая о том, что Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет играть более активную роль в повышении экономического влияния АТЭС. Все это серьезно влияет на нынешнюю повестку дня на экономических рынках.
ТТП же рассматривается как важнейшая часть новой азиатской стратегии США. Сейчас ТТП включает 12 стран. Предполагается, что единый рынок, который возникнет с завершением переговорного процесса, охватит 650 миллионов человек. В рамках этого нового партнерства ВВП на душу населения составит около 31 тысячи долларов. Ожидается, что между странами — членами ТТП — станет возможным свободное обращение товаров и услуг, а через некоторое время будут полностью отменены пошлины. По прогнозам, доля стран ТТП может достигнуть 40% мирового ВВП и одной трети оборота мировой торговли.
Хотя и Китай, и США отрицают предположения о том, что основная цель АТЭС и ТТП — ограничить экономическое и политическое влияние друг друга, налицо два разных проекта, лидирующую роль в которых играют две крупнейшие - экономически и политически - страны мира.
Сегодня Турция начала реализовывать политику комплексного преобразования, но насколько она готова к поискам новой модели экономической интеграции и вспыхивающим в этой связи войнам? Как она будет позиционировать себя в этой экономической борьбе вместе с новым статусом, который она приобретает в регионе?
Новые торговые балансы вызывают множество важных вопросов, ответы на которые со временем и дадут представление о позиции Турции в этой области. А пока главный вопрос состоит в том, в каком направлении будет держать путь ЕС со своим столь одномерным, ориентированным на Германию взглядом и стратегией, столь далекой от происходящих в мире событий?
Остается надеяться, что когда будет понято то значение, которое представляет Турция для региона и мира, будет еще не слишком поздно. Ведь Турция точно не останется в проигрыше.