Кто до настоящего времени предрекал плохие цифры? Увеличение потребительского налога до 8% привело к тому, что в третьем квартале текущего года, в период с июля по сентябрь, ВВП Японии сократился на 1,6% в годовом пересчете.
Отрицательный рост продолжался в период с апреля по июнь. Эти цифры представляют разительный контраст с общественными прогнозами, а также надеждами правительства, делавшего ставку на восстановление экономики.
В связи с этим премьер-министр Японии Синдзо Абэ отложил увеличение потребительского налога до 10%. Это вынужденное решение, которое продиктовано опасениями, связанными с уходом от дефляции.
Хотелось бы, чтобы премьер честно признал, что предложенные им меры не способствуют восстановлению экономики, и занялся тщательным изучением причин неудач. Более того, его долг — ускорить темпы экономического роста с тем, чтобы устранить сомнения людей, которые привели к застою потребительского рынка.
После повышения налогов рост зарплат отстал от роста цен, в результате чего показатель потребительских расходов замер на отметке 0,4%. Потребительский рынок оказался не способен преодолеть эти трудности. Уход от дефляции находится на полпути. В регионах малый и средний бизнес сталкивается с тем, что нет предпосылок для восстановления. Когда отсутствие позитивных изменений станет очевидным, это еще более снизит ожидания, связанные с оживлением экономики. Вот что вызывает тревогу.
Для «абэномики», которая зиждется на трех китах, настал момент истины. Монетарное стимулирование, осуществленное Банком Японии, необходимо для того, чтобы избежать дефляции, однако оно вызвало снижение курса йены, что привело к удорожанию импортных товаров.
Гражданское строительство столкнулось с проблемами в связи с недостатком рабочих и высокой стоимостью материалов, поэтому увеличение налога до 8% не способно потянуть за собой всю экономику. Конкретные меры по улучшению экономической ситуации за счет частных предприятий пока еще не выработаны.
Если не найти четкий способ решения всех этих проблем, боязнь нестабильности никуда не денется, даже если отложить увеличение налога до 10%. Более того, у людей появится недоверие к экономическим преобразованиям.
Хороший показатель циркуляции доходов и расходов может возникнуть при росте доходности предприятий и улучшении ситуации с рынком труда. Правительство может поддержать частные компании благодаря разнообразным послаблениям, а те, в свою очередь, использовать прибыль для увеличения зарплат и объема инвестиций. Очень важно поддержать подобные начинания.
Хотелось бы подчеркнуть, что мировое сообщество, также испытывающее экономические проблемы, пристально наблюдает за тем, сможет ли Япония избежать дефляции и одновременно осуществить финансовую реформу.
На саммите G20 премьер-министр Японии с гордостью рассказывал о достижениях «абэномики». Нет необходимости попусту критиковать ее перспективы, однако сложно рассчитывать на понимание, если подчеркивать лишь достижения этих мер, по сути достаточно незначительные. Чтобы оживить экономику, премьер должен проявить решимость и перейти к конкретным мерам.