Я побывал на саммите АТЭС, который прошел на прошлой неделе в Пекине. В ходе встречи глав России и Японии стороны согласились, что необходимо возобновить политические переговоры, и договорились о визите Владимира Путина в Японию в будущем году. Тем не менее лидеры обеих стран не обсуждали сотрудничество в сфере энергетики, а также украинский кризис.
Япония приняла участие в антироссийских санкциях, в результате чего отношения между странами заметно ухудшились. Последняя обстоятельная встреча лидеров России и Японии состоялась в феврале этого года. Содержание переговоров было ограничено текущей позицией сторон. Тем не менее, мне кажется, премьер-министр Японии Синдзо Абэ мог вести себя смелее.
Например, на саммите в Пекине Россия и Китай пришли к соглашению о поставках газа из западной Сибири в Китай по «западному» маршруту. В мае стороны подписали документ на поставку «голубого топлива» в Китай по «восточному» маршруту.
Со стороны может показаться, что российско-китайское энергетическое сотрудничество укрепилось. Вместе с тем российские СМИ сообщили о том, что между странами возникли серьезные трения.
Россия отказалась от китайского финансирования строительства газопровода из-за «слишком жестких условий». По сообщениям, столкнувшись с необходимостью строительства за счет собственных средств, российская сторона была вынуждена пересмотреть такие уже существующие проекты, как, например, строительство СПГ завода во Владивостоке.
Китай пользуется тем, что из-за санкций России сложно привлекать средства на Западе. Кроме того, Москва не желает попасть в полную зависимость от КНР.
Естественно, ее взгляд устремляется в сторону Японии. Россия обсудила возможное сотрудничество с Японией по СПГ проекту во Владивостоке. Очень хотелось, чтобы глава Японии поговорил с Путиным о перспективах будущего энергетического сотрудничества, однако этого не произошло.
Что касается украинской проблемы, то если позиция Японии не будет четкой, западные страны станут упрекать ее в том, что она разрушает антироссийскую коалицию.
В Пекине я встретился со специальным корреспондентом «Коммерсанта» Андреем Колесниковым. Это опытный журналист, который освещал политическую ситуацию в России еще до того, как Путин стал президентом. По итогам саммита он написал статью о том, что российский президент согласился на переговоры по мирному договору для того, чтобы сохранить Абэ лицо, однако Японии придется смириться с принадлежностью «северных территорий».
Чтобы изменить такое положение, нужно иногда уметь вести переговоры так, чтобы в лице менялся уже Путин.