Визит главы российской дипломатии Сергея Лаврова в Минск вынудил белорусское руководство продемонстрировать приличествующую случаю лояльность Кремлю. Но при этом, полагают эксперты, Александр Лукашенко не заинтересован идти строго в фарватере Москвы, когда речь идет, по крайней мере, об украинской проблематике. Если накатит новая холодная война, то Белоруссия может, конечно, получить тактические выгоды (прежде всего еще немного подоить Москву), но глобально проиграет.
Пришлось щелкнуть каблуками перед Москвой
На встречах с высоким московским гостем 18 ноября белорусские начальники сурово супили брови, бряцали риторикой времен советского агитпропа. Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей подчеркнул, что «сегодня мир оказался на пороге новой холодной войны». При этом «стремление отдельных государств изменить текущий баланс сил не только в Европе, но и в целом в мире способствует углублению и расширению конфликтов».
Фраза оказалась предельно закамуфлированной, но из контекста (американская ПРО, активность НАТО) очевидно, что под плохим «отдельным государством» отнюдь не имелся в виду ближайший союзник. Хотя судя по холодному душу, под который попал накануне Владимир Путин на саммите большой двадцатки в Австралии, большинство развитых стран видят главным мировым конфликтогеном именно агрессивную политику Кремля.
«Мы не можем согласиться с той активностью, которая сегодня предпринимается со стороны западных государств на западных границах нашего Союзного государства», — заявил, в свою очередь, на встрече с Лавровым Лукашенко. При этом не упоминалось, естественно, что западники всполошились после аннексии Крыма и особенно после того, как заварилась — мягко говоря, не без участия России — бойня на Донбассе.
Белорусский официальный лидер наверняка был намного искреннее на пресс-конференции для российских журналистов 17 октября: «Мы никому не нужны. Я как главнокомандующий это понимаю. Если кто-то будет воевать и мы втянемся в эту войну, то только из-за России…».
Вполне возможно, что обсуждение вопросов, связанных с противостоянием Западу, было инициировано именно российской стороной, чтобы «принудить белорусских партнеров к демонстрации лояльности Москве», отметил в комментарии для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров.
Действительно, «после Крыма» многих пламенных патриотов России возмутил «пробандеровский» курс Лукашенко. Звучали призывы поставить его на место, вразумить. Но то, что перед Лавровым Минск демонстративно, на камеру, щелкнул каблуками, не означает отказа от дальнейшего маневрирования в украинском вопросе, считает Федоров.
Минский формат отправляют в утиль?
Только ленивый не написал, что именно осторожное дистанцирование от Москвы в контексте украинского кризиса позволило Лукашенко примерить тогу миротворца и заслужить, в частности, комплименты от прилетевшей в августе на минский саммит по Украине главы европейской дипломатии. К тому же, как показывает социология, лавирование Лукашенко в украинских делах пришлось по нраву изрядной доле прагматичных, осторожных белорусов и, надо думать, помогло президенту нарастить рейтинг перед выборами-2015.
Поэтому слова Лаврова о том, что в плане переговоров по Украине «никаких велосипедов изобретать не надо: есть минский формат», наверняка пришлись белорусскому начальству по душе. Но закавыка в том, что параллельно из Киева прозвучали призывы к другому формату. «Мы приглашаем Российскую Федерацию для проведения серьезных переговоров на нейтральной территории. В этом нам помогают США и страны ЕС», — заявил во вторник украинский премьер Арсений Яценюк.
Судя по всему, Минск в качестве такой нейтральной территории на сегодня там не рассматривается. Во всяком случае, в этот же день в Киеве президент Петр Порошенко и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер о минских договоренностях упомянули только в том смысле, что их надо выполнять. Обсуждалась же возможность так называемого веймарского формата переговоров по урегулированию ситуации на востоке Украины. В беседе фигурировали также ранее опробованные женевский и нормандский форматы. С белорусской точки зрения все они примечательны тем, что не подразумевают присутствия и уж тем более миротворческой роли Лукашенко.
Белоруссию втягивают в холодную войну
За этим игнорированием минского формата вряд ли стоит желание «насыпать соли на хвост» белорусскому президенту, иронизирует политический аналитик Юрий Дракохруст. Минский формат не очень устраивает украинскую сторону по иным причинам, отметил эксперт.
Во-первых, говорит он, киевским властям «хотелось бы, чтобы рядом с ними во время переговоров были гранды европейской политики, которые могут принимать конечные решения».
Во-вторых, по мнению аналитика, в Европе проблематично найти территорию, которая окажется нейтральной для сепаратистов из ДНР и ЛНР.
«Украинское государство считает их преступниками и имеет возможность донести эту точку зрения другим государствам. Поэтому практически на любой территории в Европе эти люди будут чувствовать себя по краней мере неуютно», — поясняет Дракохруст.
Он делает вывод, что «предложение Украины или вообще исключает по умолчанию этих людей из переговорного процесса, или создает для них такие условия, что можно поехать и не вернуться».
Между тем российский министр иностранных дел в Минске продолжал призывать Киев к «внутриукраинскому диалогу с участием всех сторон», то есть, если отбросить дипломатию, к продолжению переговоров с сепаратистами. Спор о формате, предполагает Дракохруст, возник, возможно, потому, что «стороны имеют и другие возможности реализовать свои позиции, кроме переговоров. Это не обязательно война, но может быть и она».
И вот здесь, пожалуй, стоит согласиться с расхожей дипломатической фразой, что украинский вопрос не имеет военного решения. А потому — кто знает, не будет ли минский формат еще затребован. Дай бог, чтобы этому не предшествовала новая масштабная мясорубка. Вообще же реальной угрозой для Минска представляется не утеря миротворческих лавров, а втягивание в ту самую холодную войну, о которой упоминал министр Макей.
Да, белорусское начальство будет показывать лояльность на всяких протокольных встречах и совместных коллегиях, однако на деле (как в вопросе о размещении российской авиабазы) постарается потянуть резину, избежать излишней конфронтации с Западом. Правда, ресурс этого тихого упорства ограничен колоссальной экономической зависимостью от Москвы. Потому многое для Белоруссии будет зависеть от того, согнут ли кремлевскую верхушку (и как скоро) западные санкции.