Израильско-палестинский конфликт в очередной раз теряет человеческие черты. Напряженность, вспыхнувшая в результате закрытия израильскими военными доступа в мечеть Аль-Акса, резко обострилась после атаки на синагогу и гибели шести человек.
Два палестинца, которые совершили теракт в синагоге «Кехилат Яаков» в районе Иерусалима Хар-Ноф с применением огнестрельного оружия и ножей, были убиты силами безопасности Израиля. Что в итоге? Шесть погибших, восемь раненых и постепенно нарастающая, охватывающая все слои израильского общества жестокость...
В форме, которую никак нельзя считать приемлемой, ХАМАС называет этот теракт «революцией в Иерусалиме» и «актом героизма». Совершенная Хасаном (Hasan) и Удаем (Uday) Абу Джамаль (Ebu Cemal) атака на синагогу позиционируется как месть за смерть палестинского водителя Юсуфа Хасана ар-Романи (Yusuf Hasan el-Ramuni), который недавно был найден в Иерусалиме повешенным в автобусе. Исполнители теракта в иерусалимской синагоге — близкие родственники и палестинские боевики, которые были освобождены в 2011 году в обмен на передачу Израилю военнослужащего Гилада Шалита (Gilad Şalit).
Такого рода теракты израильское правительство использует как оправдание своей политики в отношении Палестины и для укрепления точки зрения о том, что «Израиль находится в опасности». Когда правительство Нетаньяху подчеркивает, что не видит каких-либо препятствий на пути строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, оно дает понять: палестинское население никогда не добьется «создания двух государств». Итак, с одной стороны, находится Израиль с неоспоримой военной мощью и армией, поддерживаемой США и оснащенной новейшими видами вооружений. Израиль входит в число ведущих стран Ближнего Востока и мира в области военной промышленности. С другой стороны — палестинская военно-политическая коалиция, которая не обладает какой-либо серьезной силой в военном отношении. Ракеты, которые ХАМАС пускает из Газы, не являются управляемыми и поэтому не создают какого-либо другого эффекта, кроме паники.
Тот факт, что настолько асимметричные и не сопоставимые друг с другом силы конфликтуют до сих пор, и в этом конфликте по-прежнему есть человеческие жертвы, ясно показывает нам, к чему привела израильская политика «демонстрации силы».
Палестинский вопрос превратился в серьезную гуманитарную проблему, вышедшую далеко за пределы региона. Важно не упускать из виду влияние, которое он оказывает на весь остальной мир. Как известно, в ответ на действия США и части западных стран, которым в ходе «Войны судного дня» в 1973 году удалось в последний момент предотвратить поражение Израиля, ОПЕК сократила объемы добычи нефти, после чего мир пережил первый крупный нефтяной кризис. Но, начиная с того момента, хотя время от времени и удается несколько приблизиться к решению израильско-палестинского конфликта, сторонники насилия постоянно побеждают. В итоге кровопролитие не прекращалось, израильское общество погрузилось в состояние постоянной тревоги и всех стало считать своими врагами. Постепенно произошла радикализация политических партий. Так, «Ликуд», которая при Менахеме Бегине (Menahem Begin) называлась «экстремистской», сегодня стала практически «умеренной». То же самое можно сказать и о палестинском обществе, которое также лишилось права жить нормальной человеческой жизнью. И, называя «героизмом» теракт, который, на самом деле, никак не может получить одобрения, ХАМАС делает это для того, чтобы не оставить пространства для маневра другим, более радикальным организациям. Эта политика «эскалации жестокости» приведет к очередным человеческим жертвам и углублению вражды. Чтобы понять это, глубокий анализ не нужен.
Палестинский вопрос стал крупной гуманитарной проблемой, поэтому во избежание более жестоких суицидальных терактов, на которые люди могут пойти от безысходности в состоянии безумия, израильское правительство необходимо как можно скорее убедить в том, что для кризиса следует найти приемлемое решение. Это не «религиозная» война, а неправильно и преступно развивающаяся политическая борьба. Если ее развитие будет происходить под прикрытием «религии», то прийти к какому-либо решению станет невозможным. Следует как можно скорее приступить к активным действиям. Пока эта проблема не будет решена, мира на Ближнем Востоке не будет.