Китайские интернет-пользователи сдержанно отмечают день рождения Ху Яобана (Hu Yaobang), китайского политического деятеля и реформатора, чья смерть повлекла за собой волну студенческих протестов, закончившихся бойней на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года.
Доброе имя Ху было восстановлено лишь недавно. Он оставил после себя неоднозначное наследие: его планы по проведению реформ были приняты коллегами по партии в штыки и в конечном итоге привели к тому, что он потерял должность генерального секретаря. Однако те же планы пользовались горячей поддержкой китайских студентов, которые вышли на площадь Тяньаньмэнь в день его похорон и остались на ней еще на несколько недель. Даже в прошлом году в годовщину смерти Ху Яобана его имя было заблокировано в поиске сервиса микроблогов «Вэйбо».
Но в этот раз, в день, который стал бы 99-летием политика, китайским блогерам была дана возможность свободно вспоминать о бывшем генеральном секретаре партии, поставившем Китай на ноги после хаоса Культурной революции и сформулировавшем экономические реформы, которые позже провел Дэн Сяопин. Пользователи «Вэйбо» стали публиковать старые фотографии, эмотиконы со свечками и хвалебные речи.
«Ху был китайским Горбачевым, — написал один блогер. — Без него Китай пошел бы по стопам Советского Союза». Другой, намекая на протесты и насилие, последовавшие за смертью Ху, написал: «Это несмываемое пятно позора в нашей истории». Статью с сайта молодежной волонтерской организации China Youth Network, в которой Ху Яобан был назван «настоящей ролевой моделью» и «близким другом народа», опубликовали на своих страницах более 5000 пользователей.
Тот факт, что китайцы получили возможность открыто обсуждать бывшего генсека, может указывать на некоторое послабление норм. На официальном уровне имя Ху Яобана было забыто на многие годы. Лишь в 2005 году, через 16 лет после смерти политика, скончавшегося от сердечного приступа в ходе утреннего заседания пленума ЦК КПК, Ху Цзиньтао разрешил провести торжества в его память.
В немалой степени ностальгию по Ху сегодня питает и пессимистичное отношение к привилегированным членам партийной верхушки — почему, в частности, Си Цзиньпин и запустил свою агрессивную кампанию по борьбе с коррупцией в партийных рядах. За искоренение взяток и незаконных доходов в среде чиновников выступал и Ху Яобан, и этот призыв был одним из лозунгов протестов в 1989 году. Один блогер написал: «Величие Ху было в том, что он вовсе не считал себя великим. Он сорвал с политики покров тайны и вернул ее на землю. Он был честным и сильным человеком».