Сегодня, пожалуй, не осталось ни одного человека, которому не было бы знакомо понятие «селфи». Турецкое лингвистическое общество определяет это слово как «собственный снимок» («özçekim»), а вопрос о его значении присутствует даже на экзаменах для государственных служащих. Обозначаемую этим понятием деятельность Оксфордский словарь находит «преисполненной восторга и воодушевления».
Фотографирование самого себя очень быстро вошло в нашу жизнь под названием «селфи». Но это понятие присутствовало и раньше, хотя и в несколько иной форме. В телефоне каждого из вас, разумеется, найдутся снимки, на которых вас окружают близкие, родные для вас люди. Если мы обратимся к истории фотографии, можно утверждать, что даже в 1909 году были те, кто снимал себя на фотоаппарат того времени. В X веке мусульманский ученый Ибн Аль-Хайсам обнаружил, что нитрат серебра темнеет под воздействием солнечного света, а в XV столетии великий живописец Леонардо да Винчи отразил изображения маленького отверстия в темной комнате. Эти вехи можно считать зарождением истории фотографии. В 1888 году на рынок вышел первый ящичный фотоаппарат. Начиная с того времени уже были те, кто создавал собственные снимки.
Ныне модное понятие «селфи» грозит падением в пропасть: только ленивый не делает сегодня снимок самого себя и, абсолютно теряя голову, распространяет в соцсетях свои неестественные позы. Зачастую это не выходит за рамки поклонения собственной внешности. Но как реагировать на это безумие и день за днем набирающую популярность моду селфи? Быть категорически против, полагая, что религиозные каноны не позволяют нам испытать прелестей селфи?
Разумеется, религия позволяет, ведь при создании собственного снимка человеку не обязательно «задирать нос». Опасность возникает в тот момент, когда он делится этой фотографией с другими. За просмотром своих изображений в домашней обстановке, в семейном кругу, мы можем провести множество приятных минут. Создание селфи или других каких-либо фотографий с нашими сыновьями, дочерьми, родственниками, которые находятся от нас далеко, не имеет никакого отношения ко всей этой помпезности, лишь кажущемуся орнаменту. Поскольку напыщенность, о которой идет речь, — это не более чем грехи и нарушение религиозных запретов, которые сегодня всему человечеству предлагает западная цивилизация.
И, кроме того, стремительная популярность селфи, при которой начинает зашкаливать тщеславие, и каждый стремится в том или ином виде выставить себя напоказ, может вызывать привыкание и, таким образом, психические расстройства. А это открытое доказательство того, какой вред нашему здоровью наносит несоблюдение религиозных предписаний.
Сделать так, чтобы культура селфи перестала представлять собой нарушение религиозных запретов, конечно, в наших силах. Это станет возможным с помощью избегания публичного разглашения нашей частной жизни. Перестав воспринимать фотографии через культ и поклонение собственному облику, мы можем сделать это веяние времени приемлемым для нас через правильное отношение к нему и размышления о Боге и прекрасном.