Владимиру Путину сейчас хватает проблем, и многие из этих проблем он создал себе сам. На востоке Украины не прекращаются кровавые столкновения, а он продолжает разжигать конфликт. Его отношения с Западом достигли своей низшей точки, и теперь даже Германия отвернулась от него. На границах России продолжается наступление исламистов, а внутри страны растет число тех, кто сомневается в оправданности его украинской политики. Однако существует одна проблема, которая может превзойти все вышеперечисленное: израненная российская экономика может погрузиться в кризис.
Часть недугов России хорошо всем известны. Ее подпитываемая нефтью экономика демонстрирует хорошие темпы роста, когда цены на нефть повышаются. Однако теперь, когда цены на нефть упали с 110 долларов за баррель в первой половине года до менее 80 долларов за баррель сейчас, Россия несет серьезные убытки. Более двух третей ее экспорта приходится на энергоресурсы. За последние три месяца курс рубля снизился на 23%. Санкции Запада также нанесли России ощутимый ущерб, поскольку банкиры ввели ограничения не только против друзей г-на Путина, но и против довольно большого числа российских компаний. Кроме того, много лет клептократии оказали разрушительное влияние на российскую экономику. Большая часть богатства страны распределяется между друзьями г-на Путина.
Все ожидают продолжительную стагнацию, однако многие уверены, что Путин пока достаточно силен, чтобы справиться с ситуацией. Падающий рубль сделал такие экспортные отрасли, как сельское хозяйство, более конкурентоспособными. Эти экспортные отрасли в сочетании с контрсанкциями г-на Путина, блокировавшего импорт, означают, что Россия пока сохраняет положительный торговый баланс. У России также остались достаточно существенные запасы иностранной валюты, которые, по оценкам Центробанка, составляют около 370 миллиардов долларов. Добавьте к этому упорство российского народа, который всегда был склонен винить в своих бедах иностранцев, и уверенность Москвы в том, что у Путина есть еще время для маневров. По мнению некоторых экспертов, у него еще есть около двух лет.
Однако на самом деле кризис может наступить гораздо раньше. Оборонные системы России - гораздо слабее, чем может показаться на первый взгляд, и они могут еще больше пострадать от любого фактора, будь то новое снижение цен на нефть, плохая реструктуризация долгов российских компаний или очередная волна санкций Запада. Когда экономика страны становится неустойчивой, международные финансовые системы зачастую становятся катализатором, сталкивая страну в пропасть быстрее, чем ожидают политики или инвесторы.
Путин терпит поражение
В настоящее время больше всего беспокойства вызывают цены на нефть. Путин уверен, что они вновь вырастут. Но объемы добычи нефти в мире растут, а страны ОПЕК решительно настроены защитить свою долю рынка. По данным американских государственных агентств, в 2015 году цены на нефть в среднем составят 83 долларов за баррель, что гораздо ниже 90 долларов, которые необходимы, чтобы Россия смогла избежать рецессии (и чтобы ее бюджет сходился). Если глобальный спрос еще больше ослабнет — Япония, к примеру, с момента составления прогноза уже успела погрузиться в состоянии рецессии — цены могут опуститься еще ниже. В таком случае инвесторам придется пересмотреть свои прогнозы по России.
Существует также проблема погашения долгов. Российские компании накопили 500 миллиардов долларов иностранных обязательств, и 130 миллиардов долларов необходимо будет вернуть до конца 2015 года — и это во времена, когда лишь немногие западные банки готовы сотрудничать с Россией. Даже тем компаниям, которые получают доходы в долларах, может быть нелегко выплатить свои долги. Нефтяной гигант «Роснефть» недавно обратился к Кремлю с просьбой выделить ему 44 триллиона рублей. Пока г-н Путин ответил отказом, однако он не может позволить компании, которая на 70% принадлежит государству и в которой работают 160 тысяч человек, обанкротиться. За «Роснефтью» уже выстроилась длинная очередь российских компаний, несущих значительные убытки. Количество проблемных кредитов начало расти еще до того, как Центробанк России поднял ключевую ставку до 9,5%. Между тем, российские банки зависят от Центробанка в вопросе замещения вкладов, которые их клиенты по совершенно понятным причинам переводят в доллары.
Так или иначе, многие из этих счетов рано или поздно придется оплачивать Кремлю, и именно поэтому его резервы будут играть ключевую роль. А они стремительно испаряются: за последний год на попытки защитить рубль было потрачено 100 миллиардов долларов. И их бухгалтерия выглядит весьма сомнительной. Из 370 миллиардов долларов более 170 миллиардов находятся в двух российских фондах благосостояния. Часть их активов является не вполне надежной, в том числе различные доли в российских государственных банках и долговых обязательствах Украины, которые стремительно обесцениваются из-за агрессии г-на Путина. В одном из этих фондов хранятся средства, предназначенные для выплат пенсий. В реальности государство может высвободить для нужд компаний лишь 270 миллиардов долларов — это уже меньше, чем выплаты по внешним задолженностям, которые необходимо будет погасить в ближайшие два года.
Все вышеназванные угрозы способны нанести мощный удар по России, а хищническая внешняя политика Владимира Путина может еще больше усугубить ситуацию. В конце концов, речь идет о человеке, который вторгался в другие государства и продолжал при этом обманывать. Дальнейшее продвижение вглубь Украины угрожает обернуться ужесточением санкций Запада. Некоторые из этих санкций, такие как, к примеру, запрет на пользование международной системой платежей SWIFT, могу парализовать российскую торговлю. Частичный запрет на российский экспорт может обвалить экономику России, как это уже произошло с экономикой Ирана. И чем больше проблем будет появляться у г-на Путина, тем энергичнее он будет разыгрывать националистические карты, а это в свою очередь приведет к росту интенсивности вторжений на территории иностранных государств и, как следствие, к ужесточению санкций.
Из России в Рио, но без особой любви
Крупнейший экономический кризис в России, который случился в 1998 году, привел к государственному дефолту. На этот раз, скорее всего, дело ограничится чередой банкротств банков, корпоративных дефолтов и глубокой рецессией. Но даже в этом случае последствия этих событий могут быстро перекинуться на иностранные государства, в частности на те страны, которые зависят от торговли с Россией (экспорт в Россию составляет 5% ВВП стран Балтии и Белоруссии). Риску подергаются также банки Австрии и Швеции. И если компании в одной плохо управляемой сырьевой экономике перестанут выполнять свои долговые обязательства, инвесторы начнут испытывать беспокойство по поводу других стран — к примеру, Бразилии.
Если российская экономика окажется на краю пропасти, на Западе обязательно раздадутся призывы ослабить санкционное давление. На этой неделе г-н Путин отметил, что 300 тысяч рабочих мест в Германии зависят от торговли с Россией. Однако Ангела Меркель устояла. В конце концов, г-ну Путину придется усвоить, что любое действие имеет свои последствия. Если вы вторгаетесь на территорию иностранного государства, мировое сообщество выступит против вас. То же самое касается экономики. Если бы на укрепление российской экономики г-н Путин потратил больше времени, чем на обогащение своих друзей, он бы сейчас не оказался в таком уязвимой положении.