Кто будет покупать китайских «Кречетов»?
Недавняя демонстрация китайского малозаметного истребителя J-31 (в специализированных изданиях его часто называют «Кречет» — прим. пер.) на авиашоу в городе Чжухай провинции Гуандун, а также комментарии некоторых китайских чиновников заставили многих авторов писать о том, что Китай, вероятно, собирается производить эту модель преимущественно на экспорт. Предполагается, что J-31 может занять нишу бюджетных малозаметных истребителей, так как в настоящий момент других таких самолетов просто нет.
Некоторые считают, что J-31 — это китайский ответ американскому истребителю-бомбардировщику F-35, как будто это можно счесть комплиментом. Нетрудно предположить, что основными закупщиками будут Пакистан и, возможно, Египет. А кто, кроме них?
США могут предложить свой F-35 многим европейским и азиатским странам, у которых сильная экономика, большие расходы на военные нужды, а также есть желание внедрять высокие технологии и строить длительные отношения с Америкой в технической и политической сферах.
У Пекина же нет друзей, которые могли бы ради китайских машин отказаться от самолетов уровня F-35. Если в результате успешных ядерных переговоров будут ослаблены санкции в отношении Ирана, Тегеран захочет купить самые современные истребители. Да, если правительство Башара Асада когда-нибудь выиграет гражданскую войну, ему тоже нужны будут новые самолеты. Однако у Асада, вероятно, просто не будет на J-31 денег. Монархии Персидского залива покупают оружие для того, чтобы создавать политические связи, и вряд ли переключат внимание с США на Китай. Для этого международная система должна будет претерпеть действительно радикальные и неожиданные изменения.
Малайзия и Индонезия известны своими необдуманными решениями в плане военных закупок. Однако если учитывать напряженную ситуацию в Южно-Китайском море, Пекин вряд ли захочет значительно увеличить возможности этих стран, да они и сами не захотят попасть в зависимость от китайского экспорта. Несколько стран Латинской Америки могут в скором времени изменить структуру своих военно-воздушных сил, но у европейцев на этом рынке заметная фора. Нельзя забыть и о том, что сегодня латиноамериканцы вполне довольны надежными поставками истребителей четвертого поколения.
Про Россию и Индию, конечно, и говорить нечего.
Сейчас никто с точностью не может сказать, сколько же будут стоить новые китайские истребители, или как Китай собирается их укомплектовать. Если J-31 действительно схож с F-35, «начинка» системы будет иметь чуть ли не большее значение, чем сам корпус. В конце концов, истребители F-35 позиционируются как центры систем коммуникаций и наведения на цель, которые облегчают работу авиационного командования. В данной системе не обойтись без ряда других компонентов (беспилотников, самолетов радиоэлектронной борьбы и спутников). Эффективность системы повышается еще больше благодаря тому, что несколько F-35 способны координировать свои действия для получения более точной информации о боевом пространстве.
Пока не ясно, будет ли J-31 обладать всеми вышеперечисленными характеристиками, да и вряд ли Китай способен разработать и поставить на экспорт вместе с корпусами самолетов подобные системы. Союзники США вынуждены покупать F-35, так как опасаются, что во время совместных боевых операций им будет сложно координировать действия собственных устаревших самолетов с американскими. У Китая пока ни с кем подобных отношений нет, следовательно он не сможет стать лидером продаж истребителей пятого поколения.
Для того, чтобы конкурировать с американцами, необходимо нечто большее, чем разработка эффективного аэродинамического корпуса. F-35 остается востребованным не потому, что он просто хорош, а потому, что является составной частью отношений между странами в технической и политической областях. И Китаю предстоит проделать еще много работы, прежде чем он сможет потягаться с этим.