18 ноября из города Иу на востоке Китая отправился в путь грузовой поезд: он должен пересечь всю Среднюю Азию и спустя 21 день прибыть в Мадрид. В результате получается самая длинная из всех ныне действующих железнодорожных линий протяженностью 13 000 километров. Иу — это крупный торговый центр, где заключаются сделки по множеству выпускаемых на китайских заводах малогабаритных товаров.
Открытие этого маршрута является частью масштабного плана государственной поддержки инфраструктуры и логистики. Власти направили несколько миллиардов на улучшение грузоперевозок и энергоснабжения в рамках программы под громким названием «Новый шелковый путь». Как в прошлом караваны на легендарном пути, новый грузовой маршрут идет через Казахстан, который сам вложил несколько миллиардов в дорогу, чтобы еще больше сократить время в пути.
В Reuters отмечают, что новый торговый путь проходит неподалеку от Чунцина, где склады забиты ждущими отправки компьютерами Hewlett Packard и продукцией Apple, которую выпускает ее подрядчик Foxconn. В 2011 году уже был открыт прямой маршрут из Чунцина в немецкий Дуйсбург. Таким образом, Китай намеревается постепенно обрести независимость в секторе грузоперевозок, где сейчас главенствующую роль играют западные компании.
Доставка товаров по морю обходится намного дешевле железнодорожного транспорта, но с учетом нового размещения китайских заводов по территории страны время плавания судна увеличилось и теперь может достигать 60 дней (целая вечность при доставке нового iPad) при том, что путь по железной дороге занимает две недели.
The Economist отмечает, что новый проект связан и с растущим спросом китайцев на европейские предметы роскоши, которые могут доставляться в обратном направлении.
Инфраструктурные проекты китайского правительства приобретают иногда поистине колоссальный размах. Так, например, в мае пресса писала о (пока еще) предложении по прокладке 200-километрового туннеля по дну Тихого океана, который позволил бы добраться в США поездом всего за два дня.