Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гарри Каспаров описал действия России, как отчаянную борьбу Путина за выживание. При этом он негативно высказался о восприятии Украины, как буферной зоны между РФ и НАТО. Каспаров назвал угрозу со стороны Москвы «реальной» и затрагивающей Европу. Шаги, которые предпринимает НАТО в отношении России, могут оказаться недостаточными для предотвращения дальнейшей эскалации кризиса.

В ходе Warsaw Security Forum глава Фонда защиты прав человека Гарри Каспаров заявил, что Запад должен быть готов к самым негативным сценариям в плане действий России. По мнению Каспарова, НАТО следует развивать оборонный потенциал, а в сложившейся в Российской Федерации ситуации можно обнаружить аналогии с нацистской Германией. Существует опасность, что в Европе вспыхнет новый военный конфликт, в том числе с участием НАТО.

Путин «отчаянно» борется за выживание

Гарри Каспаров описал действия России, как отчаянную борьбу Владимира Путина за выживание. При этом он резко негативно высказался о восприятии Украины, как буферной зоны между РФ и Североатлантическим альянсом. Каспаров назвал угрозу со стороны Москвы «реальной» и затрагивающей Европу. Шаги, которые предпринимает НАТО в отношении России, могут оказаться недостаточными для предотвращения дальнейшей эскалации кризиса, который может включать в себя возникновение полномасштабного конфликта.

Глава Фонда защиты прав человека указывал, что в развитии ситуации в Российской Федерации можно усмотреть аналогии с нацистской Германией. Поддержку Владимира Путина после аннексии Крыма он сравнил с той поддержкой, которой пользовался Адольф Гитлер среди высокопоставленных офицеров в начале своего пребывания у власти. Таким образом в отношении России необходимо предпринять решительные шаги, ведь Путин, как каждый диктатор, обладает инстинктом самосохранения и воздержится от агрессивных действий только если встретит жесткий ответ.

Гарри Каспаров сказал также, что промедление в этом отношении может привести к неконтролируемой эскалации, в том числе к воплощению в жизнь самого мрачного сценария (открытому конфликту между РФ и странами НАТО). Высказавшись за укрепление оборонительного потенциала Запада, он напомнил, что в 1936 году Гитлера можно было остановить, а четырьмя годами позднее это стало невозможно.

«Пропорциональные» действия Запада — проявление слабости?

Сложно не согласиться с оценками Каспарова как в отношении действий России, так и реакции Запада. Существует вероятность, что Владимир Путин решится пойти на опасные и рискованные шаги, которые могут полностью выйти из-под контроля мировой общественности. Следует напомнить, что после аннексии Крыма представители НАТО и Евросоюза считали вторжение российских войск на Восточную Украину «красной чертой», после пересечения которой будут введены более суровые санкции. Как мы знаем, в итоге российская армия оказалась в Донбассе (хотя официально это подтверждено не было), а с территории Российской Федерации велся массированный и координированный артиллерийский обстрел, хотя, как могло казаться, «в XXI веке» россияне сделают ставку исключительно на неконвенциональные операции (специальные силы, диверсанты, кибератаки). После реакции украинских властей на действия террористов Путин без колебаний открыто использовал вооруженные силы. Это позволяет допустить, что в случае агрессивных неконвенциональных действий в отношении стран-членов НАТО в Восточной и Центральной Европе и применения соразмерных оборонительных средств (например, помощь специальных сил Альянса по охране границ, арест «сепаратистских» группировок), Путин может пойти на дальнейшую эскалацию с использованием всего военного потенциала, каким он располагает.

Предпринимаемые НАТО в свете украинского кризиса шаги (военное присутствие на ротационной основе, усиление охраны воздушного пространства стран Балтии, создание сил немедленного реагирования) полезны, но имеют ограниченный характер и не дают гарантии, что Альянс сможет отразить открытую атаку российской армии. Следует напомнить, что в последние годы РФ проводила широкомасштабную армейскую реформу, сопровождавшуюся технической модернизацией. В ходе Warsaw Security Forum на эту тему высказался профессор Адам Даниэль Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld), который обратил внимание на опасную ситуацию, при которой Россия способна производить современные вооружения, тогда как мирный сектор ее экономики остается отсталым.

Необходимость восстановления обороноспособности

В сочетании с бюджетными сокращениями в странах Запада это привело баланс сил между НАТО и Россией в невыгодное для нас состояние, а резкое увеличение расходов Москвы на военную сферу в контексте угрозы дальнейшей экономии в США и Великобритании, а также отказа от значительного увеличения оборонных бюджетов в Западной Европе способно еще больше ухудшить ситуацию. Можно сказать, что российская система устрашения западных стран уже работает: боязнь войны — это один из факторов, из-за которых Киев не получает существенной помощи военного характера.

Одновременно западные политики открыто стремятся к «деэскалации», отказываясь от принятия более решительных действий (например, от размещения значительных военных сил в странах Балтии на постоянной основе). Введенные санкции были, конечно, эффективны в отношении политика, действующего рационально и стремящегося к повышению уровня благосостояния своих граждан, но не в отношении «царя», которого интересует имперская экспансия в духе XIX века. Следует также задать вопрос, не будут ли, например, резкие сокращения тактических ядерных вооружений НАТО восприняты Путиным как признак слабости и «позволение» на дальнейшие агрессивные действия в том числе против стран-членов Альянса? Читателям не нужно напоминать, что россияне постоянно модернизируют свой ядерный потенциал, а, по мнению большого числа комментаторов, роль тактических ядерных вооружений в российской стратегии увеличилась: во внимание принимается возможность их применения с целью устрашения противника, чтобы НАТО отказалось или приостановило вмешательство своих сил.

Что дальше?


Международное сообщество, предпринимая действия в отношении Путина, должно быть готово (в том числе в военном отношении) к любым сценариям, включая самый мрачный. Ведь в противном случае его шаги и заявления могут восприниматься Кремлем как проявление слабости и склонять российскую власть к дальнейшей эскалации — к «повышению ставок». А это, в свою очередь, приведет к риску окончательного выхода кризиса из-под контроля и возникновения открытого конфликта с участием России, что может иметь непредсказуемые последствия для системы безопасности всего мира.