Давайте поблагодарим Путина за блестящую формулировку – фразу о том, чем его Россия отличается от развитых стран. Он четко выразил то, что обременяет Россию, и от чего Россия в итоге погибнет, следующими словами:
«Просто мы сильнее. Потому что мы правы. Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим. Когда нет внутренней убежденности в правоте, это всегда приводит к каким-то колебаниям, а они опасны».
Тысячи лет назад человек открыл нечто замечательное. Он понял, что правда – это явление, и оно более ценно, чем что-то еще. Это произошло в Греции, и греки сразу же поняли то, что никто не может быть прав: можно лишь двигаться к правде или от нее (последнее – когда некто уверен в том, что ее знает). Слова Сократа о его незнании известны всем и чрезвычайно красноречивы. Этот подход был назван философией, ведь этот термин прекрасно отражает, о чем идет речь: можно быть лишь любителем мудрости, а не ее собственником. Если у кого-то уже есть мудрость, а это, собственно, и есть правда, то он ее уже не ищет.
Однако поиски правды – это источник любого прогресса, и современная цивилизация богата лишь благодаря этому. Вряд ли сейчас можно утверждать, что речь идет о цивилизации Запада. Вот уже несколько десятков лет Восток ее тоже перенимает, и кое в чем он чрезвычайно успешен. Остается лишь одна Россия, и, похоже, что Россия стремглав летит обратно в прошлое.
Или можно выразиться еще яснее: настаивать на некой правде или даже на том, что правда – это все то, что думаю лично я, это признак некоторых неврологических нарушений, а, выражаясь простым языком, это признак жалкой слабости. Слабакам нужны константы – они боятся вопросов. Вопросы их уничтожают, а всякие сомнения вгоняют в ужас. Поэтому они с легкостью уходят в религию с ее догматами или увлекаются политическими клише и пустыми фразами.
Сектантство всех видов является прибежищем этих хрупких индивидов: здесь можно хотя бы выдать себя за группу. Слово «мы» тешит тщеславие подобных фигур.
Вспомним слова известного чешского мыслителя Эммануила Радла: Радл говорил, что правда не может быть за кем-то, и в лучшем случае это мы – за правдой. Ее нужно неустанно искать, и из этого следует необходимость постоянно сомневаться в собственных убеждениях и мнениях. «Мнение – это роскошь, которую я себе не могу позволить», – писал один из известнейших философов XIX века Серен Кьеркегор. Ярослав Гашек устами Швейка заявил о противоположном: «Что мне до правды, если прав не я».
Именно это и является подходом бедного Путина. Путин еще способен представлять большую угрозу для своего ближнего и дальнего окружения, но из-за всей своей ограниченности он не может понять то, что его битва уже проиграна. Попытки выстроить культуру на том, что «мы правы», обречены на полнейшее фиаско, которое, вероятно, наступит уже скоро.
С моей точки зрения, нет сомнений в том, что среди россиян есть те, кто смел и кто в итоге проявляет эту смелость в том, что так или иначе выступает против Путина. При этом российский президент с ними так или иначе расправляется: убивает, сажает в тюрьму или, как минимум, высылает вон из страны. Эти люди еще помнят слова Андрея Сахарова о том, что нельзя жить с ложью. Вероятно, пройдет много времени, прежде чем все остальные поймут, что происходит сейчас, и присоединятся к первым.
И еще пара слов, чтобы избежать в этой заметке грубого шовинизма. Необходимо признать, что в нашей стране у Путина есть целый ряд сторонников. Они ориентируются на него и восхищаются им. По их мнению, это выдающийся стратег, политик, превосходящий всех, и – что главное – он поддерживает консервативные ценности, защищая христианство в его средневековой форме (среди коммунистов это подобострастие имеет несколько иные причины). Но стоит заметить, что такие люди, скорее, заслуживают сочувствия. Они защищают нечто, что уже давно погибло. Ну и Бог с ними – они вряд ли могут сильно навредить.