В понедельник утром литовские перевозчики застряли на границе, и услышали от российских таможенников, что их документы не будут приниматься, пока не будут получены более подробные указания. Такую информацию от водителей получила Литовская национальная ассоциация автоперевозчиков Linava. Пока официальной информации нет.
Напомним, что по России прошла волна возмущения после того, как в конце прошлой недели президент Литвы Даля Грибаускайте не раз назвала Россию террористическим государством. Сразу после этого, в выходные, в Россию медленнее пропускали автомобили с литовскими номерами.
«Литва попала в черный список России уже не впервые. Если история повторится, ограничения будут временными, так как Литва — одна из транзитных стран, и любое приостановление потока нанесет ущерб российской экономике», — сказал экономист банка Nordea Жигимантас Маурицас.
Но он не исключает, что, по мере того, как Россия становится все более замкнутой экономикой, разных ограничений может быть больше.
«Транспорт — это основной инструмент, который может использовать Россия, так как энергетика теряет актуальность. Кроме этого, энергетика намного важнее для самой России, чем транспорт, так как ограничения отразились бы на доходах компаний нефти и газа, а крупнейшие компании в этой области в России — государственные. Кроме этого, сейчас весь регион Северной и Восточной Европы обеспечен газом. Сейчас, когда у нас есть терминал сжиженного газа, Литву это не пугает», — сказал экономист.
Еще один способ больно ужалить — запретить импорт товаров, но собеседник обращает внимание на то, что уже и сейчас Литва возит не очень много товаров в Россию.
«Большую часть товаров литовского производства, которые Литва экспортировала в Россию, сейчас везти запрещено, так как больше всего мы экспортировали продовольствие», — сказал он.
Литва все еще зависит от российского электричества, но, по словам Маурицаса, технически очень сложно ограничить его поставку только Литве. «Наша система электроэнергии соединена как с Калининградской областью, так и с самой Россией», — сказал собеседник.
Россия всегда может найти причину
Старший экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис сказал, что никто не может прогнозировать, сколько будут длиться такие ограничения.
«Мы понимаем, что в основе этого решения нет экономических мотивов, скорее всего, это распоряжение центральной власти. Можно предположить, что это как-то связано (с высказываниями президента Литвы — прим. ред.). Однако, если Россия захочет, всегда найдет причину, по которой можно пригасить торговые отношения с Литвой. Ведь ограничения были и в прошлом году», — комментировал он Delfi.
По словам экономиста, Россия — важный рынок, если говорить о возможном потенциала роста экономики, однако его закрытие не может парализовать разные секторы литовской экономики.
«Кроме уже пострадавшего сектора пищевой промышленности, уязвим транспорт, который возит из Литвы товары из других стран. Конечно, для некоторых компаний это может иметь отрицательное влияние, особенно если ограничения затянутся, но на экономику в целом — воздействие символическое. Мы это видели после того, как ввели эмбарго на продукты питания: больших колебаний мы не видели ни в транспортном секторе, ни в промышленном», — сказал Мачюлис.
«Все компании, которые реализуют продукцию на российском рынке, должны понять, что подобные ограничения — обычная практика России. Есть немного компаний, которые реализуют свою продукцию только в России, поэтому воздействие на литовскую экономику небольшое», — прибавил экономист.
Угрозу смягчает Белоруссия
Экономист не считает, что, если Россия совсем закроется, это может развалить литовский транспортный сектор. По его словам, если ограничения затянутся, рост литовской экономики может снизиться на несколько десятых процента.
«Кратковременное влияние, конечно, будет, но не очень значительное. Доходы из России составляют 20% доходов перевозчиков. Поэтому не надо думать, что Россия очень важна, да, важна, но не настолько, чтобы обусловить проблемы крупных транспортных предприятий. Кроме этого, пока у нас есть Белоруссия, риск снижен. Также надо отметить, что большая часть литовских предприятий, предоставляющих услуги по перевозкам в России, учредили свои предприятия там. Пока я не слышал об ограничениях для предприятий литовского капитала, зарегистрированных в России. Такой шаг полностью разрушил бы доверие инвесторов к России», — сказал Маурицас.
Если все же транспортные предприятия начнут увольнять работников, экономист утверждает, что это не очень повлияет на уровень безработицы в Литве, так как часто для работы в России нанимают украинцев.
«Если закроется российский рынок, тогда вырастет конкуренция на местном рынке, значит, растет угроза, что цены снизятся на местном рынке. Наша надежда — Европа, многое будет зависеть от того, как на западе люди будут настроены отмечать Рождество», — сказал экономист.