Тесные связи, сложившиеся между японским премьер-министром Синдзо Абэ и российским президентом Владимиром Путиным, на первый взгляд могут показаться немного странными, но реальность такова, что эти два лидера нуждаются друг в друге, и их отношения очень важны для будущего процветания обеих стран. После того как Путин и Абэ пришли к власти в 2012 году, они провели десять отдельных встреч и так близко познакомились друг с другом, что уже называют друг друга по имени. Аннексия Россией Крыма в марте 2014 года заморозила российско-японские отношения, так как Абэ был вынужден встать на сторону группы индустриальных наций G7 в вопросе о применении давления и использования санкций в отношении Москвы. Вашингтон, в частности, заставил правительство Абэ приостановить переговоры с Россией в попытке обеспечить единый фронт.
Однако 9 ноября Абэ и Путин смогли провести короткую беседу на полях саммита АТЭС в Пекине. По данным газеты Yomiuri Shimbun, во время этого разговора Абэ получил устное подтверждение относительно намеченного на следующий год визита Путина в Японию. Среди правительственных чиновников в Токио широко распространена надежда на то, что саммит Абэ-Путин поможет Японии и России разрешить спор по поводу Курильских островов (в Японии их называют Северными территориями) и заключить формальный мирный договор, который был отложен в долгий ящик с момента окончания Второй мировой войны.
Разрешение спора о Курильских островах принесет значительную пользу обеим странам, особенно Японии. Япония крайне заинтересована в диверсификации энергетических поставок. Спустя три года после катастрофы в Фукусиме все ее 48 ядерных реакторов остаются закрытыми. До аварии в Фукусиме в 2011 году атомные электростанции на 30% обеспечивали энергетические потребности Японии. В течение трех лет после закрытия ядерных реакторов и без того значительный импорт энергоносителей резко увеличился до 97%, при этом 90% приходятся на нестабильный Ближний Восток. Абэ не прекращает усилий, направленных на то, чтобы запустить атомные электростанции и сократить таким образом импорт ископаемых видов топлива, однако пока ему не удается добиться успеха в дебатах, и он вынужден передать право запуска атомных реакторов властям на местном уровне.
Российский Дальний Восток представляет собой, по сути, еще нетронутый источник нефти, природного газа, алмазов, древесины и другого сырья, и все это может не только помочь Японии диверсифицировать поставки энергоносителей, но и диверсифицировать свою экономику в целом. Кроме того, близость этого региона к Японии позволяет резко сократить расходы на транспортировку, а также свести на нет риски, связанные с проходом крупных и ценных грузов по потенциально опасным морским маршрутам. В качестве сигнала к потеплению отношений в 2012 году Россия и Япония объявили о планах строительства завода по сжижению природного газа стоимостью 13 миллиардов долларов, а также об открытии нового сборочного завода компании Mazda — все это предполагается осуществить в теплом порту Владивостока. Россия также весьма заинтересована в привлечении японских инвесторов для развития эффективного сельскохозяйственного сектора на всей территории Российской Федерации.
Помимо явных экономических преимуществ, вхождение Японии на российский Дальний Восток имеет также значительные геополитические последствия. Заключение мирного договора с Россией снимет озабоченность Японии относительно безопасности северной части страны и позволит ей переместить военные объекты на юг, ближе к другим спорным территориям. К тому же Китай с большим отрывом является крупнейшим игроком на российском Дальнем Востоке. Будучи крупнейшим торговым партнером России, Китай представляет собой также крупнейший рынок для природных ресурсов, поступающих из этого российского региона. Китайцы уже давно и в большом количестве пересекают границы с Россией в поисках чистой воды, сельскохозяйственных земель и рабочих мест. Китайские мигранты, на самом деле, представляют значительную часть рабочей силы на российском Дальнем Востоке.
Россия нуждается не только в японских деньгах и технологиях для развития Дальнего Востока, но и в японском присутствии для противодействия растущему влиянию Китая в этом регионе. Когда (а не если) японцы займут лидирующие позиции в области долгосрочных инвестиций на российском Дальнем Востоке, Япония получит импульс для своей экономики, а также политические рычаги и будет представлять собой неплохой противовес китайскому влиянию в этом регионе.