После событий 11 сентября 2001 года американское правительство стало использовать весьма спорные методы при допросе лиц, подозреваемых в осуществлении терактов, и стало помещать эти лица в секретные тюрьмы со строжайшим режимом содержания. Информационное агентство Associated Press со ссылкой на Cенат США сообщило, что ЦРУ на начальных этапах даже мешало Госдепартаменту и некоторым американским послам в разных странах, где находятся тюрьмы этой организации, получать информацию об их наличии и методах осуществляемых там пыток. По словам одного бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ, в итоге дело кончилось тем, что об этом стало известно госсекретарю правительства Джорджа Буша-младшего Колину Пауэллу и он посещал заседания, на которых шла речь о способах пыток во время допроса.
Согласно отчету Совета по правам человека при ООН, помимо Гуантанамо и других аналогичных мест в Афганистане и Ираке, США имеют тюрьмы еще в 66 странах мира, в том числе в Египте, Алжире, Иордании, Ливии, Тунисе, Индии, Пакистане, Узбекистане, Польше, Румынии, Таиланде и Литве. В большинстве этих объектов заключенных долго подвергают физическим и психологическим пыткам, чтобы они признали то, чего от них хотят американские сотрудники.
Таким образом дела обстоят не только в странах Африки и третьего мира. В июне 2007 года Дик Марти, бывший швейцарский прокурор и специальный докладчик Совета Европы, в отчете этой организации заявил, что располагает достаточными документами и свидетельствами о существовании в Европе тайных изоляторов ЦРУ, действовавших в период с 2003 по 2005 года в таких странах, как Польша и Румыния.
В Польше восемь арестованных, которых американцы называют «дорогостоящими заключенными», подверглись пыткам и допросам в секретной тюрьме, расположенной в одной из деревень этой страны. От них добивались признания в причастности к подготовке атак 11 сентября. Все это вопреки тому, что пытки запрещены международным законодательством и конвенциями ООН.
В настоящее время тюрьмы Гуантанамо на Кубе, Абу-Грейб в Ираке и Баграм в Афганистане являются основными местами содержания и пыток заключенных, которых обвиняют в совершении террористических действий. Согласно некоторым опубликованным сообщениям, там применяются самые жестокие формы истязаний, в том числе сексуальное насилие, морение голодом на протяжении нескольких недель, сильное понижение и повышение температур в помещениях, заключение в ужасных одиночных камерах, прослушивание выводящих из себя звуков и насильственные инъекции галлюциногенных наркотиков. В своем отчете Дик Марти поведал о бесчеловечных способах обращения с заключенными и сообщил, что таким допросам в Чехии, Румынии и Польше подвергли порядка тысячи детей и подростков в возрасте до 15 лет.
После публикации сообщений двух заключенных, утверждавших, что они содержались в секретных американских тюрьмах в Польше, тема неофициальной деятельности ЦРУ в Европе вновь оказалась в центре внимания мировых СМИ. Журналист-международник информагентства Mashregh News провел беседу с Матеусом Пискурски, директором института «Геополитический центр Европы» и деканом политологического факультета Варшавской Академии международных отношений, и обсудил с ним причину создания тайных тюрем ЦРУ в других государствах, а также обвинения по поводу нарушения прав человека в адрес таких стран, как Иран.
Mashregh News: Насколько вы как бывший член польского парламента были осведомлены о существовании тайных тюрьм ЦРУ в вашей стране? Расскажите, пожалуйста, что вам известно о них?
Матеус Пискурски: Когда я был депутатом парламента и входил в состав Комитета по международным делам, у меня не было никакой официальной информации о тюрьмах или каких-либо других учреждениях ЦРУ в Польше. У некоторых польских политиков были какие-то данные на этот счет, полученные от национальных разведслужб, но весьма ограниченные. К слову, знать о таких вещах было весьма опасно для этих людей.
В 2002 году Анджей Леппер, лидер партии «Самооборона» и бывший вице-спикер польского Сейма заявил, что располагает информацией о серии подозрительных полетов самолетов над лесной зоной в одном из удаленных уголков на северо-востоке страны, на борту которых были афганцы и пакистанцы. Больше никакой информации он предоставить не смог. В 2011 году накануне парламентских выборов он заявил, что может сообщить подробности этого инцидента, однако довольно скоро его нашли повешенным в собственной квартире в Варшаве. Никто даже не думал, что Леппер сможет совершить самоубийство, поэтому всем стало ясно, что произошло на самом деле.
Таким образом, информация была, но ее не подтверждал ни один официальный орган. В 2010 году один признанный польский режиссер снял обо всем этом фильм под названием «Обязательное убийство», который произвел сильное впечатление на общественность. Европейский суд по правам человека тоже официально подтвердил эту секретную информацию, о которой уже несколько лет было известно почти всем. Другими словами, материал по этому делу имелся, но по каким-то непонятным причинам подвергался цензуре.
— Почему, на ваш взгляд, одно государство соглашается размещать на своей территории секретные тюрьмы другого? США — это большая страна, которая может устраивать у себя тайные тюрьмы с той же легкостью, с которой проводит секретные ядерные и биологические испытания. Почему Вашингтон предпочитает строить свои секретные тюрьмы в европейских странах?
— Для американского правительства так делать гораздо проще по нескольким причинам. Во-первых, когда вы кого-то пытаете и убиваете на территории другого государства, никто не сможет осудить вас в суде, в то время как американская судебная система, по крайней мере официально, очень чувствительна к нарушению прав человека.
Во-вторых, организовывать тюрьмы в Польше или других странах действительно гораздо дешевле, чем в Америке. Меры безопасности, покупка земли и обслуживание учреждений требует серьезных финансовых средств, а страны Центральной Европы фактически все предоставили Соединенным Штатам бесплатно. При этом их целью было доказать, что они преданны Америке даже больше, чем сами американцы.
В-третьих, с точки зрения логистики и для соблюдения мер безопасности было вполне логично, чтобы заключенные содержались и подвергались пыткам в самых разных странах, а держать всех похищенных в одном месте просто нецелесообразно.
— Конечно же, содержание таких тюрем в Польше — весьма затратный проект в плане финансов и общественного престижа. Какими, на ваш взгляд, связями между правительствами Польши и США можно объяснить такие расходы?
— Польское правительство со времени распада советского блока находится под жестким контролем американцев. Создается впечатление, что посол США в Варшаве даже сильней, чем политики в самой Польше. Он ведет себя как какой-то наместник, приглашает к себе лидеров стран региона, задает им вопросы и отдает приказания.
Мы должны понимать, что Америка добивается осуществления определенного геополитического проекта, который можно назвать «Новая Европа». Его целью является использование стран Центральной Европы в качестве орудия для усиления войны между Европейским Союзом и Евразийским Союзом, созданным Россией.
По этой причине Америка считает такие государства, как Румыния, Болгария, Латвия, Литва и Эстония, весьма специфическими регионами. Среди них особое место занимает Польша с ее политическим весом, потому что для Америки и НАТО она может играть ту же роль, что и Турция на юге.
Начиная еще с 80-х годов прошлого века и вплоть до настоящего времени американцы несколько раз выделяли бюджет и материальную помощь польскому руководству. Здесь можно привести в качестве примера «Программу Фулбрайт» (The Fulbright Program), в рамках которой иностранным студентам для учебы и занятия научной деятельностью в Америке назначается стипендия.
Таким образом, некоторые польские политики, которые, по всей видимости, были завербованы американскими спецслужбами, по сути являются верными слугами Соединенных Штатов. Результатом стало то, что после освобождения от господства Советского Союза Польша вошла в новую группу стран, которые хотя и располагаются в Европе, но находятся под полным колониальным владычеством и контролем Америки.
— Первые сведения об этих тайных тюрьмах были обнародованы бывшим главой польской разведки в 2012 году. Какие меры с тех пор были предприняты в этом отношении на международном уровне или внутри самой Польши?
— Расследование в Польше началось в 2008 году, но до сих пор оно не увенчалось успехом. Проблема состоит в том, что люди, которые ведут следствие, сами тесно связаны с исполнителями этого преступления, все они являются звеньями одной цепи. Поэтому расследование будет проходить быстрее только при условии начала политических перемен в этой системе.
Европейский парламент тоже не в состоянии эффективно вести расследование, поскольку он лишен необходимых полномочий, у него нет законного разрешения на данный вид деятельности. Совет Европы, в свою очередь, в своем докладе заявил, что единственное полученное доказательство касается полетов семи самолетов, принадлежащих ЦРУ. Однако и этот отчет ввиду нехватки следственных мероприятий ссылается исключительно на статьи, опубликованные в польской прессе.
Бывший швейцарский прокурор Дик Марти, который является ответственным лицом Совета Европы по проведению этого расследования, решительно заявляет, что Америка имеет тайные изоляторы как минимум в 14 государствах, состоящих в этой международной организации. Между тем и у него нет веских доказательств. Таким образом, предсказать дальнейшее развитие событий нетрудно: во всем обвинят и, возможно, даже осудят бывшего главу разведки и Агентства национальной безопасности Польши Збигнева Сементковского. Другие же лица, причастные к этому делу, выйдут сухими из воды, либо же, как это было в случае с бывшим директором аэропорта, который использовало ЦРУ в Ираке, будут сначала похищены, а потом спасены самими же американцами и отправлены неизвестно куда.
— В 2013 году одной правозащитной организацией, расположенной в Нью-Йорке, был опубликован доклад на 213 страницах, авторы которого заявляли, что к похищениям, аресту и пыткам заключенных ЦРУ причастны 54 страны, в том числе Иран и Сирия. Американцы также утверждали, что без помощи этих стран они бы не смогли управлять своими тайными тюрьмами, и если суд собирается осудить ЦРУ, тогда надо осудить и руководство всех этих стран. Насколько данные заявления могут иметь юридическую ценность и вообще есть ли основания верить, что Иран и Сирия сотрудничают с ЦРУ?
— Эти заявления смешны или, по крайней мере, весьма сомнительны. Когда речь заходит о Сирии и Иране, утверждать такое просто абсурдно. Разведслужбы разных стран, даже если они противостоят друг другу, могут, конечно, сотрудничать в целях решения некоторых вопросов, однако нарушение принципа территориального суверенитета, которое происходит при размещении тюрем ЦРУ в других странах, никак не может создавать условий для сотрудничества ЦРУ с Тегераном и Дамаском.
Никто не знает, что американцы делают в этих закрытых от всех заведениях. Возможно, они там только допрашивают и пытают заключенных, но может быть и такое, что там занимаются шпионажем, разрабатывают химическое оружие или что-то еще, ведь ЦРУ — это преступная террористическая группировка, в то же время четко организованная и связанная с правительством.
— Америка официально заявила, что у нее есть секретные тюрьмы по всему миру. Тогда почему же международные правозащитные организации не предпринимают никаких мер против Вашингтона, хотя продолжают обвинять в нарушении прав человека такие страны, как Иран, который противостоит Западу? Как вы считаете, может ли Америка после всего этого претендовать на защиту прав человека во всем мире?
— Все должны понимать, что тема прав человека — это всего лишь орудие войны, применяемое во всем мире. Если один из их врагов нарушает права человека, американцы заявляют, что руководство этой страны совершает преступления против человечности, но если виноватой оказывается какая-то из их стран-союзниц, они даже не упоминают об этом. Вместе с тем новый метод Америки заключается в том, чтобы обвинять в нарушении прав человека вообще все страны, а происходит это именно тогда, когда отдельно взятое государство пытается стать независимым и освободиться от американского влияния.
На мой взгляд, один из важных геополитических вопросов, над которым надлежит задуматься России, Китаю и Ирану, состоит в том, чтобы разработать ответные меры на подобную тактику Америки. В частности, необходимо создать альтернативный режим контроля за соблюдением прав человека, который не будет закрывать глаза на преступления и жестокость Америки и ее союзников. Это может стать эффективной контрмерой против политики двойных стандартов США и в то же время противостоять волне исламофобии, которую запускает Вашингтон.