Брюссель — Во время шторма кораблю вблизи скал нужен сильный якорь, чтобы избежать смерти на скалах. В 2012 году, когда финансовый шторм охватил еврозону, Германия сберегла Европейский корабль от финансовой катастрофы. Но теперь Европейский якорь стал тормозом, препятствуя движению вперед.
Конечно, канцлер Германии Ангела Меркель начала действовать в 2012 году только когда она могла сказать ее внутреннему электорату, что не было никакой альтернативы. Но, в конце концов, Меркель согласилась на постоянный фонд спасения для еврозоны. Она также поддержала формирование банковского союза, который остается неполным, но все еще представляет собой ключевой шаг к финансовой системе под руководством Европейского центрального банка. Благодаря этим мерам, и клятве президента ЕЦБ Марио Драги, которую Германия молчаливо одобрила, что будет сделано «все возможное», чтобы спасти евро, финансовый шторм утих.
Но сейчас еврозона кажется неспособной избежать полной дефляции, так как соблюдается минимальный экономический рост и цены едва двигаются вверх.
Это не должно было случиться. Когда грянул кризис, экономики стран периферии еврозоны страдали от одинаковых потрясений: пиков премий за риск и разрушающегося рынка жилья. В то же время, немецкая экономика выиграла от возврата капитала, который вытекал из периферии. Реальные (с поправкой на инфляцию) процентные ставки в Германии стали существенно отрицательными, вызывая бум жилищного строительства. Предполагалось, что это должно генерировать сильный внутренний спрос в Германии, помогая периферии экспортировать больше.
Вместо этого немецкая экономика практически не выросла: действительно, слабеющая мировая торговля грозит оставить страну в рецессии. Профицит текущего счета, который должен был резко снижаться, фактически увеличился, а сбережения стали выше — и инвестиции меньше — чем ожидалось.
Еще одна проблема (по крайней мере, с точки зрения остальных частей еврозоны) — это то, что инфляция в Германии остается слишком низкой. Так как немецкие цены растут менее чем на 1% в год, периферия еврозоны нуждается в падении цен, чтобы восстановить конкурентоспособность, потерянную в ходе бума до 2008 года.
Это отсутствие динамики в ядре еврозоны стало ее ключевой проблемой. При отсутствии роста в Германии, остальная часть еврозоны, возможно, не сможет уменьшить долг с помощью внешних профицитов. И там может и не быть решения, кроме волшебной кнопки, чтобы увеличить немецкий внутренний спрос.
Очевидно, что немецкое правительство отвечает за государственные финансы страны. Но фискальная политика была нейтральной в последние годы, и, таким образом, не может быть обвинена за отсутствие динамизма в немецкой экономике. В этом году бюджет государственного сектора может перейти от небольшого дефицита в то, что немецкие чиновники называют «черный ноль» — очень маленький избыток. Но это ужесточение на долю процентного пункта ВВП не подразумевает негативное влияние на экономический рост.
Главной причиной вялой экономической деятельности Германии в последние годы является упорное нежелание ее населения и предприятий потреблять и инвестировать. И трудно сказать, что именно правительство сможет сделать в этой ситуации.
И правда, инвестиции упали несмотря на условия финансирования для предприятий, которые никогда не были легче с точки зрения ультра-низких процентных ставок и готовности банков кредитовать. Тем не менее, корпоративный сектор в Германии по-прежнему не занимает деньги и не инвестирует в страну, потому что он видит мало оснований ожидать долгосрочного экономического роста, учитывая, что население снижается, а рост производительности останется анемичным.
Учитывая, что инвестиции вряд ли превратятся в двигатель немецкой экономики, потребление является ключом к более сильному росту спроса в Германии. Его слабость вызывает некоторое удивление: реальные доходы растут, и коалиционное правительство, пришедшее к власти в прошлом году, представило серию щедрых мер социальной защиты — большое увеличение минимальной заработной платы, сокращение пенсионного возраста, и специальной пенсии для женщин с детьми.
Но даже эти меры, которые иностранные наблюдатели в основном проигнорировали, не смогли повысить потребительский спрос. Так что еще может сделать немецкое правительство для того, чтобы отучить немцев от их умеренных привычек?
Государственные инвестиции являются одной из областей, в которых правительство может действовать. Но толчок роста от инвестиций в инфраструктуру государственного сектора будет лишь скромным. Увеличение расходов инфраструктуры на четверть, что будет представлять огромные административные усилия, поднимет рост ВВП всего на 0,4 процентных пункта.
Главная опасность в настоящее время — политическая. Слабая экономика Германии делает необходимые структурные изменения в периферии еврозоны гораздо сложными. Это, в свою очередь, питает восприятие, что ответственность лежит на правительстве Германии, которое считают не желающим принимать меры, необходимые для укрепления внутреннего спроса — даже когда это запрещает правительствам периферии тратить больше на себя. Так как уровни безработицы остаются по-прежнему высокими, а доходы не меняются в большей части еврозоны, соблазн переносить вину на «этих немцев» становится все сильнее.
Не удивительно, что немецкое правительство даже не признает, что проблема существует. Так как безработица остается на рекордных минимумах, отсутствие роста спроса просто проигнорировано, а отсутствие инфляции считается признаком успеха.
Это ошибка. Германия не способствует развитию Европы, и прилив тревоги среди партнеров Германии не должен оставлять ее правительство равнодушным.