1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин посетит Турцию и проведет переговоры в Анкаре в рамках пятого заседания Совета сотрудничества высшего уровня. Судя по просочившейся из-за кулис информации, в первую очередь на встрече будут говорить об экономике, но в числе вопросов, которые также планируется обсудить — крымская проблема, ситуация в Сирии, кипрский вопрос. При этом преобладает мнение о том, что внимание сторон к этим вопросам способно привести к определенному скачку и обновлению отношений двух государств в области урегулирования региональных и глобальных вопросов. Наиболее очевидный раскол во взглядах Турции и России наблюдается как раз в отношении сирийского режима, российской аннексии Крыма и кипрского вопроса.
Что касается украинского кризиса, Турция открыто критиковала политику России в Крыму и прямо заявляла, что не признает крымскую администрацию, относящуюся к России. Такое изменение геополитических балансов в Черном море не могло не вызывать беспокойства Турции как причерноморского государства. Протестную позицию Турции также сформировали опасения о будущем крымских татар и энергетической безопасности в регионе, благоприятный характер турецко-украинских отношений, а также определенные социально-культурные причины. Однако эта позиция Турции так и осталась на уровне слабой риторики и, на самом деле, не привела к формированию какой-либо конкретной политики. Поэтому позицию Турции по данному вопросу не следует считать антагонистической в отношении России.
Что на самом деле произошло в Крыму? Чтобы найти ответ, вспомним грузино-российскую войну, вспыхнувшую в 2008 году. С изменением геополитических балансов после распада СССР и особенно с приходом к власти Владимира Путина российские власти стали повышать свое экономическое и военное давление на постсоветские республики, которые они рассматривали в качестве «заднего двора» России. В результате политики правительства Михаила Саакашвили, известного своей прозападной позицией, беспокойства Абхазии и Южной Осетии, а также вмешательства грузинской армии в этот регион Россия отставила ультиматумы в сторону и оккупировала эти регионы, дав грузинскому правительству прямой и прозрачный ответ. Ключевой момент здесь состоит в том, что грузинское правительство, пришедшее к власти после «революции роз», сохраняло свое влияние при поддержке США и Европейского Союза. Об этом явно говорилось в заявлениях российского руководства до этой войны и сигналах, которые они давали всему миру.
Полагая, что Россия в некотором смысле «блефует», западные государства не верили в то, что Москва выйдет за пределы экономических и политических санкций и введет войска на территорию Абхазии и Южной Осетии. Подтвердив недействительность этих прогнозов, Россия осуществила вмешательство в Грузию. Момент, заставляющий в этой связи задуматься, связан с тем, что после такого примера, как Грузия, блок ЕС — США начал проводить ту же политику на Украине. В итоге Крым перешел под контроль России.
Южный Кавказ действительно очень важен для России, но Украина — один из кровеносных сосудов ее экономики. Тот факт, что российская экономика опирается преимущественно на энергетическую сферу, а через Украину (и Белоруссию) проходят ее крупнейшие трубопроводы, и заставил Россию вмешаться в украинский кризис. При этом реакция западного блока и их союзников ограничилась санкциями, которые в настоящее время ранят Россию, но пока не способны ее сломить. При этом, хоть в вопросе санкций позиция российского правительства не является особенно резкой, следует отметить, что этот процесс и падение цен на сырую нефть на мировом рынке оказывают глубокое влияние на российскую экономику.
В сентябре этого года США и ЕС заявили о готовности ввести новые санкции и постепенно ужесточить экономическую политику в отношении России. В своем заявлении о санкционном списке председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей (Herman Van Rompuy) отметил, что в зависимости от ситуации на востоке Украины ЕС может полностью или частично пересмотреть санкции. А в текущем месяце министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что по причине экономических ограничений и падающих цен на нефть убытки России могут превысить 100 миллиардов долларов. Обвал цен на нефть привел к тому, что за последние три месяца российский рубль потерял 23% своей стоимости относительно доллара. Поскольку российская экономика в значительной степени зависит от доходов от продажи энергоресурсов, объектом всеобщего интереса сегодня является позиция, которую займет Россия в этих условиях, и ее возможные экономические маневры.
Турция в этой ситуации начала представлять для России особое значение. Ведь Турция — партнер России номер один в энергетике. И это в определенном смысле является главной причиной желания Путина раньше намеченного срока достичь цели — увеличить товарооборот России и Турции до 100 миллиардов долларов и выше. Попытки рассчитать объем торговли на основе этой цифры предпринимались и раньше. А то, что на фоне недавних событий Россия стала еще сильнее стремиться к этой цели, объясняется ее желанием набрать, пусть и немного, воздуха в легкие на турецком энергетическом рынке. Если Турция и Россия смогут выработать системную политику в области переговоров относительно цен на энергоносители, то по сравнению с прошлыми годами им удастся заключить и более выгодные контракты. И хотя взаимовыгодные российско-турецкие экономические отношения традиционно обеспечивают большую прибыль России, благодаря подобной политике чаши весов могут стать несколько ближе к равновесию. Кроме того, поскольку санкционное противостояние России и Запада затрагивает и аграрный сектор, то в ближайшее время лица турецких сельхозпроизводителей может озарить широкая улыбка.
Что насчет Ближнего Востока? Хотя сирийский вопрос и отложили, судя по всему, в долгий ящик, по поводу пребывания Башара Асада у власти у двух сторон все еще сохраняются отчетливые разногласия. В то время как власти Турции считают, что режим Асада должен пасть, Россия не поддерживает Свободную сирийскую армию и другие подобные образования и занимает более умеренную позицию в отношении режима Асада. Что касается ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), то здесь обе страны, видимо, пришли к общему знаменателю.
Таким образом, турецко-российские отношения вступают в новый период. Но все же основное внимание на переговорах стороны уделят экономическим интересам.