Политики Латвии, как и их западные коллеги, должны заботиться, чтобы в торговле с большим восточным соседом латвийские коммерсанты не оставались в проигрыше ни сейчас, ни после окончания санкций.
Недалеко то время, когда бывший президент США Джордж Буш называл президента России Владимира Путина своим другом. Сейчас агрессия на Украине продолжает сокращать полк друзей президента соседней страны за рубежом. Однако история — как древняя, так и не столь давняя — учит, что ситуация и обстоятельства меняются, и враждебные страны становятся союзниками, а руководители государств меняют взаимные обвинения на более дружественный язык. То, что сейчас Россия обоснованно заслуживает упреки, потому что не устраняет кровопролитие на Украине, вовсе не означает, что через какое-то время она не пожелает полностью восстановить импорт как продовольствия, так и необходимых для производства товаров и технологий с Запада, а также экспорт своей подверженной санкциям продукции.
Предприниматели транзитной и транспортной отраслей, у которых есть бизнес-партнеры в России и в других странах СНГ, куда без пересечения России вообще не попасть, не раз подчеркивали автору этого комментария, что политикам Латвии не следует изо всех сил стараться выделиться на фоне западных коллег особо бравурными «наездами» на соседнюю страну и на фанатов ее нынешнего президента. С одной стороны, абсолютно ясно, что для латвийских коммерсантов, как и их партнеров по сотрудничеству на Востоке, современная Россия с ее коррумпированным чиновничеством не является страной мечты. Привлекательнее кажется западная бизнес-среда, где больше гарантий защиты интересов. С другой стороны, у предпринимателей есть причины для опасений, что чрезмерно острый язык политиков Латвии используется как предлог для принятия экономически необоснованных, политических решений, которые оказывают негативное влияние на бизнес не только сейчас, но и в долгосрочной перспективе. С привлечением альтернативных транзитных грузов дела идут не так хорошо, как хотелось бы, поэтому вряд ли очень умно умножать пустой болтовней (России ведь от высказываний латвийских политиков ни жарко ни холодно) количество предприятий молочной и транспортной отраслей, которые страдают от эмбарго России и от замедления роста ее экономики. Конечно, Россия все равно будет направлять все больше своих и необходимых ей зарубежных грузов через отечественные порты. Тем не менее, в тот момент, когда Россия снова будет другом США и Европейского союза, возникнет вопрос: продовольственные продукты каких стран она будет импортировать и какую страну будет использовать для снабжения своего Северо-западного региона и для экспорта грузов?
В том, что западные страны по обе стороны Атлантического океана умеют заботиться об интересах своих коммерсантов, сомнений нет. Они способны защитить свои интересы и в нынешний период обострения отношений. Мы ведь видим, что, к примеру, французы ни за что не хотят отказываться от поставки России вертолетоносцев на сумму 1,2 миллиарда. И использующим резкую риторику США своя рубашка ближе к телу. Одно из последний исследований Reuters рассказывают о долгосрочной сделке Пентагона и России, в рамках которой миллионы зарабатывает маленькая посредническая фирма из Флориды RD Amross (совместное предприятие российского производителя ракетных двигателей НПО «Энергомаш» и гиганта американской авиакосмической промышлености United Technologies). Так как американскому военному комплексу нужно доставлять в Космос шпионские спутники, а выбор двигателей, при помощи которых это можно делать, не очень велик, то нечего особо напрягаться, даже если выгоду от сделки получат включенные в санкционный список люди из путинской элиты.
Наверное, я пропустил осуждение министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевича в адрес нашего большого союзника за такое двуличное поведение. Я также не заметил, что западные партнеры хвалят нашего министра, потому что всем известно, с какими смелыми заявлениями он может выступить. Отважная риторика господина Ринкевича и других видных представителей «Единства», в особенности в предвыборный период, очевидно, вдохновила руководителя одного из самоуправлений Латвии, который в своем выступлении в день государственного праздника на полном серьезе призвал готовиться к войне с Россией. Если отбросить в сторону иронию, то хотелось бы из уст министра иностранных дел и партнеров по коалиции услышать подтверждение того, что тогда, когда Путин или его более прогнозируемый преемник снова станут друзьями президента США, латвийские предприниматели не окажутся в самом большом проигрыше. Не получилось бы так, что их ниша на российском рынке уже будет занята компаниями тех государств, политики которых, прежде всего, заботятся о благосостоянии своих жителей, в том числе и предпринимателей.