Об Алексее Кудрине политологи не первый год говорят как о возможном преемнике Дмитрия Медведева на посту главы российского правительства. Это тот редкий случай, когда аппаратный конфликт стал публичным: осенью 2011 года, уже после того, как было объявлено, что Владимир Путин намерен вернуться в кресло президента, ссора Дмитрия Медведева с министром финансов Алексеем Кудриным, закончившаяся отставкой последнего, выглядела явным недоразумением. Кудрина-финансиста всегда высоко ценили даже оппоненты, и Владимир Путин не раз давал понять, что репутация и опыт Кудрина российскому государству еще пригодятся.
Спустя три года после отставки Кудрин проводит в ноябре в Москве очередной форум своего «Комитета гражданских инициатив» — некоммерческой организации, декларирующей необходимость политических и экономических реформ, не выходящих за пределы путинской системы ценностей.
Действительно, пока ожидание нового назначения затягивается, можно попробовать себя в роли умеренного критика власти, всегда готового помочь Кремлю добрым советом.
Критики «отдельных недостатков»…
Таких людей называют системными либералами. Эпитет «системные» противопоставляет этих людей оппозиционерам, оставившим надежду на диалог с властью и критикующим Путина на митингах и в оппозиционной прессе. Системного либерала легко отличить по риторике. Критикуя — по популярной советской формуле — «отдельные недостатки» существующей системы, он никогда не перейдет к критике Владимира Путина, очевидно, рассчитывая еще когда-нибудь ему пригодиться в том или ином качестве.
Многие из системных либералов когда-то заседали в правительстве или Государственной думе, но те времена давно прошли. Теперь их карьерный потолок — участие в общественных советах при президенте или декоративные должности наподобие уполномоченного по правам человека. Владимир Путин создал своего рода традицию, когда на такие посты назначаются яркие политики из девяностых: уполномоченным по правам человека сейчас работает Элла Памфилова, бывшая двадцать лет назад министром по социальным вопросам, а президентский Совет по правам человека возглавляет Михаил Федотов, в 1990-е годы работавший министром печати.
… или что позволено системному либералу
Но чаще системный либерал — это эксперт, которому позволено выступать по государственному телевидению, обычно в дискуссионных ток-шоу, как правило, проигрывая консервативному оппоненту. Во времена расцвета партии «Единая Россия» внутри ее была создана даже либеральная платформа — несколько наименее одиозных партийных функционеров устраивали регулярные дебаты по второстепенным вопросам. Ни одно из таких обсуждений, впрочем, не привело к росту симпатий либеральной аудитории к путинской «партии власти».
Более громким политическим проектом была партия «Правое дело», модернизированная в 2011 году под Михаила Прохорова, но разгромленная самим же Кремлем через несколько месяцев после создания, когда в очередной раз поменялись кремлевские предвыборные планы. Сам Прохоров превратился после этого в системного либерала-одиночку. Его участие в президентских выборах 2012 года, санкционированное Кремлем, должно было привести на избирательные участки тех людей, которые митинговали против Путина зимой между парламентскими и президентскими выборами.
Ненужный резерв
Системные либералы — это целый набор политиков, экспертов, журналистов и даже деятелей искусства, готовых к политическим заявлениям. На протяжении многих лет они были своего рода кадровым резервом Кремля на случай, если ему по какой-то причине понадобится отказаться от консервативной риторики и завоевывать доверие людей, не желающих ходить строем под портретами Путина.
Временем особых надежд системных либералов были четыре года президентства Дмитрия Медведева. Сейчас кажется, что вся его активность тогда только и состояла из туманных намеков на скорую либерализацию, а поскольку намеки были слишком туманными, в прессе их регулярно расшифровывали системные либералы-экономисты Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер. Жалующийся сейчас на преследования в связи с позицией по Украине рок-музыкант Андрей Макаревич шесть с половиной лет назад жаловался на травлю, когда после выступления на концерте в честь инаугурации Медведева поклонники критиковали его за излишнюю лояльность Кремлю.
Не критиковать Путина все сложнее
В советской кинокомедии «Гараж» филолога спрашивали, чему посвящено его научное исследование. «Современной сатире», — отвечал филолог, и собеседник сочувственно вздыхал: вам тяжело, вы пишете о том, чего не существует. Быть системным либералом в России 2014 года еще более незавидная участь, чем исследовать сатиру в эпоху правления Брежнева. Путинская власть за несколько лет проделала впечатляющий путь в сторону гротескного консерватизма и изоляционизма.
Если три года назад лояльный Кремлю либерал еще мог найти что-то в политике Путина, с чем можно было согласиться, не сильно изменяя базовым либеральным ценностям, то сегодня системный либерал — это вообще непонятно кто. Выступая на форуме своего «Комитета гражданских инициатив», Алексей Кудрин в очередной раз сказал, что страну ждет рецессия, цены на нефть не повысятся и российской экономике нужна коренная перестройка. Не критиковать Путина становится все труднее, но системный либерал Кудрин пока держится — один из последних.