Картели работают лучше всего, когда их члены нравятся и доверяют друг другу, когда штрафы за нарушение правил чрезвычайно велики, и когда посторонние силы слишком слабы и не имеют большого значения. Картель ОПЕК, контролирующий 40% мировой добычи нефти, не удовлетворяет ни одному из этих требований. Поэтому он вряд ли примет на своей сегодняшней встрече в Вене какие-то смелые решения. Еще менее вероятным кажется выполнение тех решений, которые все же будут приняты.
Конфликт интересов внутри ОПЕК объясняется различиями между нефтяными отраслями и экономиками ее членов. У Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта и других нефтедобывающих стран Персидского залива добыча нефти - дешевая. Кроме того, у них много денег в банках, за исключением Ирака. В результате они с относительной легкостью могут пережить снижение цен на нефть. С другой стороны, таким странам, как Нигерия, Венесуэла и Иран, намного сложнее. Там у нефтедобывающих предприятий затраты намного выше. Для них наблюдаемое в последние месяцы проседание нефтяных цен непозволительно, но сегодня цена марки Brent опустилась до рекордно низкой отметки за четыре года.
Поэтому оказавшиеся в сложном положении и нетерпеливые страны хотят сокращения добычи. Но для этого необходимо согласие их более удачливых коллег, особенно Саудовской Аравии. Сокращение добычи действительно приведет к росту цен и несколько облегчит положение стран, испытывающих нехватку денежных средств. Но не все в ОПЕК выиграют в равной степени. В частности, саудовцев и их соседей беспокоит то, что из-за повышения цен они потеряют свою долю рынка, уступив ее странам, не входящим в ОПЕК. Какой смысл давать своим конкурентам стимулы для увеличения добычи? Какая жалость, говорят сталкивающиеся с большими трудностями страны. Нам сейчас очень тяжело. Проявите хоть какую-то солидарность.
Но с солидарностью есть проблемы. Члены ОПЕК не любят друг друга. В некоторых случаях взаимная ненависть является правилом (Саудовская Аравия и Иран). Все члены обычно лгут. Они не соблюдают даже сегодняшние квоты, составляющие 30 миллионов баррелей в день. Некоторым нефтедобывающим странам очень хотелось бы, чтобы ОПЕК сократила добычу. От снижения нефтяных цен очень сильно страдает и Россия. Но Россия и Мексика, являющиеся крупными нефтедобытчиками за рамками ОПЕК, не заинтересованы в заключении сделок с картелем, потому что предпочитают получать выгоду, увеличивая свою долю рынка при любом сокращении добычи. Если цены все равно будут повышаться, тем лучше.
Так что даже если удастся договориться о сокращении добычи ниже уровня существующих квот, этого будет недостаточно для роста цен на нефть. На самом деле, любые новые доказательства нерешительности ОПЕК снизят их еще больше.
Это хорошие новости для Америки. По-прежнему являясь импортером нефти, Соединенные Штаты также наращивают добычу довольно дешевого топлива благодаря бурному развитию технологий гидроразрыва пласта (это такой метод добычи нефти из небольших пор в горных породах). Падение нефтяных цен пока еще не сделало такой метод добычи нерентабельным, а дешевые энергоресурсы дают толчок потреблению в США. Это также весьма удачно усиливает давление на других противников Америки, таких, как Иран, Венесуэла и Россия. И это еще одна причина, по которой саудовцы не хотят соглашаться с требованием о серьезном сокращении добычи.
Проще говоря, если вы хотите больше знать о нефтяном рынке, теория игр и геополитика помогут вам больше, чем геология.