Есть речи, которые синтезируют время. Фултонская речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже в штате Миссури в марте 1946 года — одна из них. Выражение Черчилля «железный занавес» вошло в идеологический обиход, которое охарактеризовало послевоенную политику Советского Союза по отношению к Европе. По мнению многих историков, Фултонская речь стала началом холодной войны.
Ранее, в апреле 1917 года, на площади Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, после возвращения из эмиграции в Швейцарии, выступил с речью Ленин. Под звуки Марсельезы и восторженные возгласы рабочих, солдат и матросов он объявил, что мир вступает в новую историческую эпоху и призвал к «социальной революции». В последующем его идея была воплощена в жизнь триумфом Октябрьской революции.
В Латинской Америке хорошо известна историческая речь Фиделя Кастро, произнесенная в 1953 году на судебном процессе о штурме казарм Монкада «История меня оправдает!».
В этот список вполне заслуженно следует добавить и речь Владимира Путина, с которой он выступил на ХI конференции дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября этого года.
В работе дискуссионного клуба приняли участие эксперты, историки, политики и политологи со всего мира. Они обсуждали политические процессы внутри России и тревожную ситуацию в мире.
Президент России Владимир Путин выступил на итоговой пленарной сессии дискуссионного Клуба «Валдай» с трехчасовой речью. Затем дискуссия была продолжена с такими видными политическими деятелями Европы, как бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, экс-канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, известный британской экономист, Роберт Скидельский.
Российский лидер говорил свободно и откровенно, не прибегая к дипломатическому языку. Путин, вспоминая слова известного дипломата, указал на то, что язык дан дипломатам для того, чтобы не говорить правду, и предупредил присутствующих, что некоторые его заявления могут показаться избыточно жесткими.
Речь российского президента не получила широкой огласки на Западе. Она была реалистичной и содержала глубокий анализ причин ухудшения ситуации в мире, а также степень ответственности главных мировых игроков.
Да и зачем заострять внимание на российском президенте, когда в мире есть такой надежный и эффективный лидер, как президент США. Западная пресса предпочла не обращать внимания на выступление Путина. В американской газете New York Times на следующий день после выступления Путина был опубликован лишь небольшой субъективный комментарий с некоторыми выдержками из речи российского президента. Аналогичная публикация появилась в Washington Post, и все.
Латиноамериканские СМИ, подконтрольные американцам, проявили солидарность со своими западными коллегами.
Следует отметить, что любое выступление главы Белого дома, который утверждает, что американская нация «исключительная и особая», тут же появляется в латиноамериканской прессе. А как же по-другому? Ведь если руководитель или правительство той или иной страны не будет падать на колени перед ликом американского президента, то их ожидает серьезное наказание «свободного мира».
О чем говорил Путин в своей речи?
Понятно, что в рамках одной статьи невозможно полностью осветить выступление российского президента и его ответы на вопросы участников конференции. Дабы привлечь ваше внимание к выступлению Владимира Путина я попробую кратко изложить наиболее важные моменты его речи.
Во-первых, Путин без всяких обиняков подтвердил, что международная система находится в глубоком кризисе. На Западе слышны победные реляции, в то время как мир движется к глобальному хаосу.
Политические оппоненты, заживо сожженные в подвалах Партии регионов неонацистами, захватившими власть на Украине, малазийский самолет МН17, сбитый украинским военным самолетом, отрезанные головы пленников Исламского государства — лишь некоторые примеры, подтверждающие правильность вывода американского интернационалиста Ричард Хааса (Ричард Хаас — президент Совета по международным отношениям, в 2001–2003 гг. руководил отделом политического планирования Госдепартамента США — прим. пер) о развале нынешней системы международных отношений и вступление мира в «империю хаоса».
Эта зловещая реальность не может быть скрыта прекрасными речами и рекламными трюками, которые так любят Вашингтон и его союзники. Нынешний исторический вызов может быть решен на основе международного сотрудничества, без гегемонии.
Во-вторых, Путин сделал детальный анализ декадентских изменений, произошедших в мире за послевоенный период, вплоть до завершения холодной войны. Это и стремительное скатывание мирового сообщества к однополярному миру, и изменение международной ситуации после террористического акта 11 сентября 2001 года, и попытки установления международного порядка силой и экономическими санкциями в отношении Кубы, Ирака, Ирана, Северной Корея, Сирии, Кот-д’Ивуар, а теперь и России.
Мировой порядок разрушается, что полностью соответствует теме форума — «Мировой порядок: новые правила или их отсутствие?». Похоже, что мы вступаем в эпоху, когда грубая сила будет определять миропорядок.
Мы сталкиваемся с миром без правил, или где правила существуют только для могущественных игроков в лице США и его союзников. Российский президент в своем выступлении отметил участившиеся попытки нарушения Устава ООН и решений Совета Безопасности со стороны самопровозглашенного мирового лидера и его союзников по так называемому «свободному миру». Это создает опасную правовую ситуацию, благодатную почву для терроризма, пиратства и наемничества, которые готовы пойти на любые преступления ради личной выгоды. Примером тому может служить Исламское государство.
В-третьих, Путин напомнил, что установление нового мирового порядка, как правило, сопровождалось если не глобальной войной, то, по крайней мере, интенсивными локальными конфликтами. Единственным положительным моментом того времени было желание политиков договориться, чтобы предотвратить развязывание вооруженных конфликтов. Примером тому могут служить события вокруг Берлина в 1961 году и Карибский кризис 1962 года, когда СССР разместил на Кубе ракеты средней дальности с ядерными боеголовками.
Тогда же были подписаны первые соглашения по ограничению ядерных вооружений. Однако вскоре стремление противоборствующих сторон к мирным переговорам исчезло.
В настоящее время в международных отношениях доминирует политика запугивания, гипертрофированной национальной гордости, замешанной на манипулировании общественным мнением. Главным действующим игроком на мировой сцене выступает Вашингтон, которому позволены любые действия по отношению к слабым странам.
У меня сложилось впечатление, что Путин глубоко обеспокоен по поводу чрезмерного увеличения военных расходов в США. По самым скромным подсчетам, США тратят на оборону порядка одного триллиона долларов. А ведь еще совсем недавно, после распада Советского Союза, глашатаи американской империи заверяли нас, что Запад сократит военные расходы, а Россия получит дивиденды в виде финансовой и экономисткой помощи. Ничего такого не произошло.
В-четвертых, объявив себя победителем в холодной войне, американское руководство подумало, что та старая международная система безопасности, созданная в конце Второй мировой войны, является слишком дорогим анахронизмом.
Белый дом не стал предлагать заключить «мирный договор», где были бы четко обозначены права и обязанности победителей и проигравших. Вашингтон повел себя как «нувориш», опьяненный результатами распада Советского Союза и возможностью свободного доступа на пьедестал бесспорного мирового господство. Высокомерие и безрассудство США привело к бесконечным глупостям.
Вот лишь один из примеров: США на протяжении многих лет оказывали поддержку так называемым «борцам за свободу» против советской тирании, которые в последующем стали «террористами», совершившими теоритический акт 11 сентября 2001 года, который поверг в ужас американское общество. Сейчас те, кому в свое время помогал Вашингтон, воюют в Ираке и Сирии.
Для того чтобы скрыть величайшие ошибки Белого дома, США взяли под свой полный контроль мировые средства массовой информации. Это позволило Вашингтону выдавать белое за черное и черное за белое.
Путин в своем выступлении заявил: «Может быть исключительность Соединенных Штатов в том, как они реализуют свое лидерство, это, действительно, благо для всех, а их повсеместное вмешательство во все дела в мире несет покой, благополучие, прогресс, процветание, демократию, и нужно просто расслабиться и получить удовольствие. Позволю себе сказать, что это не так. Это абсолютно не так».
В-пятых, в своем выступлении и ответах на вопросы участников форума, Владимир Путин дал ясно понять, что перед угрозами национальной безопасности Россия не намерена сидеть сложа руки. Для того чтобы донести свою мысль до аудитории, российский президент прибег к красочной метафоре. Путин сказал следующее: «Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он считается у нас хозяином тайги. И он не собирается переезжать куда-то в другие климатические зоны, ему там не уютно. Но и тайги он своей никому не отдаст».
Думаю, что лучше и не скажешь.
Высказывание Путина стало и ответом на унизительное сравнение России с отсталой африканской страной. В отношении СССР, а теперь и России, Запад использует выражение «Верхняя Вольта с ракетами».
Вне всякого сомнения, послание Путина западным странам было ясным и лишенным дипломатических эвфемизмов. Российский лидер глубоко верит в силу России, патриотизм российского народа и его готовность противостоять трудностям, что было так наглядно продемонстрировано в годы Великой Отечественной Войны.
«Россия не будет вставать в позу, обижаться на кого-либо, кого-либо о чем-либо просить. Россия — самодостаточная страна», — сказал президент России Владимир Путин.
Заключение: несомненно, что это одна из самых важных речей главы российского государства за последнее время, и на то есть много причин.
Путин на конкретных фактах дал реалистичную картину причин кризиса мирового порядка.
Российский президент продемонстрировал глубокое понимание важнейших мировых проблем, отвергнув, таким образом, обвинения США и Европы в его «провинциализме» и отсутствии «западного образа мышления».
Следует отметить и его мужество.
Путин назвал вещи своими именами и определил круг тех лиц, которые виновны в сложившейся ситуации.
Примеры: кто вооружает и финансирует наемников Исламского государства? Кто покупает нефть, украденную у Ирака и Сирии, и тем самым способствует финансированию терроризма?
Столь нелицеприятные вопросы Западу ранее никто не задавал.
Только ответы на эти вопросы дадут нам ключ к пониманию природы текущего кризиса и возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
Путин предупредил своих оппонентов, что Россию не сломить санкциями и военными угрозами.
Но в отличие от знаменитой речи Черчилля, не имея благосклонность империи и возможности огромной западной пропагандистской машины, скрытой под видом журналистики, замечательная речь Путина осталась незамеченной на Западе.
Через сто лет после начала Первой мировой войны и 25 лет спустя после падения Берлинской стены Владимир Путин бросил перчатку западному миру и предложил начать дискуссию, набросав примерные контуры выхода из нынешнего кризиса.
Вот уже прошло больше месяца после выступления российского лидера, но мы так и не услышали никакого ответа от ведущих западных политиков. Запад хранит гордое молчание.
Похоже, что им нечего сказать, ведь они опираются лишь на силу оружия.
Продолжается ухудшение международной ситуации, мир катится к хаосу.
Латинская Америка должна быть готова к развитию самого худшего сценария.