Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (Viktor Orbán) — едва ли не единственный из высокопоставленных политиков Евросоюза, который поддерживает позицию Кремля в отношении украинских событий. Однако не только, а скорее всего, и вовсе не из-за этого оппозиция готовится смести его при помощи уличной революции.
В Венгрии запахло жареным. Политический гуляш, в котором смешалась власть, улица и оппозиция, достиг слишком высокой температуры. При этом кажется, что каждая из сторон готова играть ва-банк и компромисс уже практически невозможен. Премьер-министр Виктор Орбан, возглавляющий правительство с 2010 года, намерен и дальше проводить жесткую политику по »возрождению традиционного государства», концепция которого вызывает все больше сомнений у европейских партнеров и собственного населения. В течение последних лет в Венгрии, которая при Орбане официально лишилась статуса республики, заметно укрепился класс чиновников, а средний и мелкий бизнес, после введения самых высоких в Евросоюзе налогов, на глазах теряет конкурентоспособность (налог на добавленную стоимость достиг уже 27 процентов!).
Гордиться Орбан может разве что относительно успешным выполнением социальных обязательств перед беднейшими слоями населения, однако средств на это остается все меньше и меньше. В начале этого года, чтобы хоть как-то залатать бюджетные дыры, премьер договорился с Россией о кредите в размере 10 миллиардов евро. Этих денег, видимо, хватит лишь до конца года, а сегодня правительство всерьез рассматривает возможность ввести налог на пользование интернетом (примерно 50 евроцентов за 1 гигабайт), а также полностью национализировать пенсионную систему. Именно попытка заставить раскошелиться пользователей интернета привела к состоявшейся в середине ноября массовой демонстрации, в которой, по разным оценкам, приняли участие от 10 до 25 тысяч человек. Стихийную акцию обозреватели назвали репетицией «майдана», а оппозиция заявила о готовности вырвать власть из рук новоявленного «диктатора».
Лидер венгерской оппозиции и бывший глава правительства Ференц Дьюрчань (Ferenc Gyurcsány) уже требует проведения досрочных парламентских выборов, называя сложившуюся политическую ситуация «трагедией»: «Режим Орбана построен на коррупции. Если Венгрия продолжит погружаться в коррупцию, страна станет олицетворением безнадежности и беспомощности. Если этот режим не будет свергнут, он всех нас похоронит. Парламентская демократия в Венгрии почти уничтожена, все, что у нас остается, — это прямая демократия и сопротивление». О том, что в Венгрии ощущается кризис демократии, также говорили европейские министры, ответственные за внедрение общеевропейского права. «Почему мы предъявляем столь высокие критерии, связанные с верховенством права, к странам-кандидатам, а как только страна вступает в Евросоюз, эта тема уже снимается с повестки», — отметил итальянский министр по делам Евросоюза Сандро Гози (Sandro Gozi).
Заявления европейских партнеров, воодушевившие венгерскую оппозицию, похоже, серьезно разозлили Орбана. Выступая на мероприятии, посвященном семейному бизнесу, он не жалел критики в адрес Брюсселя, подчеркнув, что «проект под названием Европейский союз заглох», а континент нуждается в сильных политических лидерах.