L’Humanité: На встрече представителей «двадцатки» президент России оказался в центре особого внимания СМИ. Многие западные обозреватели представили стоявшего на левом краю группового фото Владимира Путина одиночкой среди остальных коллег. Что это, искажение фактов в связи с пропагандой вокруг украинского кризиса или реальность? Путин и Россия на самом деле оказались в изоляции или все-таки нет?
Лоик Эннекинн: Изоляцию Путина в Брисбене нужно рассматривать в перспективе с учетом двух следующих моментов. Большая двадцатка была создана в 1999 году канадским министром Полом Мартином и поднялась до уровня глав государств и правительств во время кризиса 2008 года. Цель организации — решение экономических и финансовых, а не политических вопросов. Таким образом, украинский кризис обсуждали не на пленарных заседаниях, а в рамках двухсторонних переговоров. Лидеры стран-членов НАТО на своих встречах, разумеется, выступали с жесткой критикой. В то же время маловероятно, и это второй важный момент, что Китай и другие развивающиеся страны посчитали важным обсуждение такого спорного вопроса, который к тому же, по их мнению, отдает душком закончившейся четверть века тому назад холодной войны. Эти делегации ставят перед собой совершенно иные политические и экономические приоритеты. Южная Африка, Бразилия, Индия и Китай, вероятно, предпочитают прямой диалог с Россией в рамках группы БРИКС.
Жан Радваний: Президент России, безусловно, оказался в изоляции в Брисбене, где западные лидеры выступали зачастую с весьма резкой критикой российской позиции по украинскому кризису, а также отправке большого числа людей и техники для поддержки сепаратистских регионов Донбасса. Хотя Владимир Путин сам нередко выступает с критикой двойных стандартов Запада, он сам пустился в эту игру, официально опровергнув факт такого вмешательства. Изначально он говорил то же самое и насчет Крыма и только уже гораздо позже признал эту операцию. И хотя на Европе (например, нежелание обсуждать с Москвой последствия соглашения об ассоциации с Украиной) и Киеве (повальная коррупция и отказ принять во внимание требования русскоязычных регионов) определенно лежит ответственность, вмешательство российской армии в регионе стало серьезным фактором обострения ситуации.
Тем не менее, такая изоляция все равно относительна. Как известно, на первых порах австралийские власти даже предлагали исключить Россию из этого саммита двадцатки, как Запад уже поступил со встречей восьмерки в Брюсселе. Однако несколько стран во главе с БРИКС дали понять, что ни о чем подобном не может быть и речи, пригрозив бойкотировать Брисбен. Ни для кого не секрет, что хотя отношения Москвы с западными столицами сегодня как никогда холодны (Сергей Лавров даже недавно говорил о непоправимом ущербе), Россия расширила связи с другими партнерами, в частности с БРИКС, Вьетнамом и другими азиатскими странами. Как бы то ни было, подобная переориентация в сторону Азии (она была начата еще при Горбачеве и Ельцине) представляет собой медленный процесс и связана с прочими рисками, и в том числе зависимостью и конкуренцией с соседним Китаем, которого большинство россиян по-прежнему воспринимают как угрозу.
Андрей Грачев: Изоляцию России действительно нужно рассматривать как нечто относительное, хотя во время встречи в Австралии Путину пришлось столкнуться с явным бойкотом англосаксонских стран во главе с США, за которыми последовали Великобритания и Австралия. Однако это была встреча двадцатки, а не восьмерки, и позиция Китая и прочих государств БРИКС была совершенно иной. Самое прискорбное во всем этом то, что поиск решений драматических и, быть может, даже критических международных вопросов осуществляется показными публичными позами, жестами и давлением. Обычно чем сложнее вопросы, тем меньше подобные публичные демонстрации способны решить проблему. В конце концов, встречи восьмерки и двадцатки проводятся не ради групповых фотографий. Они должны создавать условия для поиска взаимопонимания между подходами ключевых игроков на международной арене. Таким образом, с этой точки зрения возможность была упущена. Кроме того, недавний саммит ознаменовал собой и еще более серьезную неудачу. Речь идет о том, что все, Запад и Восток, Россия и ее западные партнеры так до сих пор не смогли оставить позади холодную войну. И это очень и очень прискорбно.
Андрей Грачев: Стоит вспомнить, что всего год назад Россия, казалось, шла по пути возвращение в семью грандов нашего мира. Это, безусловно, касается Олимпийских игр в Сочи, а также вступления в ВТО в 2012 году. Однако из-за украинского кризиса всего за несколько месяцев все пошло прахом. В глазах западных лидеров Россия превратилась в нечто вроде изгоя. Мы наблюдаем прискорбное проявление недостаточного взаимодействия и непонимания, которое порождает «дипломатия мегафона»: она означает отход от поиска общего в мотивах и интересах партнеров и их превращение в противников. Вспомните о заявлениях Путина в начале украинского кризиса. Он всячески подчеркивал, что не стоит у истоков этого кризиса. Потому что его причиной стали неграмотная позиция по украинскому вопросу и попытка оттеснить Россию от поиска решений для этой страны. Именно такое заключение сейчас напрашивается само собой, и пока сложно представить себе, как можно будет преодолеть подобное непонимание.
Лоик Эннекинн: Хотя еще с Олимпийских игр 1936 года в Берлине в мире существует широкая тенденция использовать крупные спортивные события в политических целях, после их окончания, даже в случае такого большого успеха как в Сочи, все быстро возвращаются к реальности. Красивые кадры на наших экранах остаются в прошлом и для европейцев и американцев их место занимают кадры с Майдана и востока Украины. Одна действительность вытесняет другую, и силовое противостояние вновь выходит на первый план.
Жан Радваний: Олимпийские игры в Сочи стали важнейшим проектом для Владимира Путина, он оказывал им персональную поддержку. Россияне не пытались гордо танцевать в одиночестве, а стремились поправить пострадавший имидж их страны в мире. Проведение соревнований, как известно, было связано с финансовыми нарушениями и репрессиями против ассоциаций, которые выступали с критикой некоторых их аспектов (в частности экологического). Не осталось без внимания и принятие законов об «иностранных агентах». Все это позволило западной прессе сформировать отрицательный образ игр. Несмотря на хорошее проведение Олимпиады, совпадение кровопролития на киевском Майдане с последними состязаниями и церемонией закрытия повлекло за собой катастрофические последствия. Еще больше по имиджу России ударил на скорую руку проведенный референдум, который завершился аннексией Крыма. Это решение, кстати говоря, осложнило отношения России с основными партнерами, такими как Китай (главный торговый партнер с 2011 года) и Казахстаном и Белоруссией в рамках нового Евразийского экономического союза. Три этих государства ощущают себя затронутыми односторонним пересмотром государственных границ и, хотя и не будут говорить об этом публично, критически относятся к действиям России в этом кризисе.
Жан Радваний: Украинский кризис, безусловно, сплотил российское население вокруг президента, который выглядит настоящим защитником национального самосознания страны. Отчасти это связано с единообразным освещением событий на главных телеканалах. Однако касается это и большой чувствительности россиян к территориальным и национальным вопросам. С момента распада СССР прошло 25 лет, но они по-прежнему воспринимают свою страну как хрупкое объединение в окружении внутренних (демография) и внешних угроз (приближение НАТО к границам).
Лоик Эннекинн: Всего за два с небольшим десятилетия России пришлось пройти через множество потрясений: распад Советского Союза, продажа с молотка (по совету «чикаго-бойз») промышленных мощностей нескольким удобно устроившимся в Лондоне и Монте-Карло олигархам, систематическое равнение Ельцина на Вашингтон. Итоги 1990-х годов выглядят следующим образом: уменьшившийся вдвое ВВП, резкое падение уровня жизни, рост неравенства и в довершении картины дефолт в 1999 году. Поэтому нужно понимать, что подъем страны при президенте Путине (пусть в его основу и легло значительное повышение мировых цен на сырье) был высоко оценен населением.
В дипломатическом плане, российская общественность не могла не отметить, что принятое Москвой в 1993 году здравое решение о роспуске Организации Варшавского договора не получило должного отражения в НАТО, хотя по всей логике тому нужно было поступить точно так же. Североатлантический альянс лишь вобрал в себя остатки Варшавского договора, расширившись вплоть до самых подступов к России. Что касается Европейского Союза, тот с поразительной неловкостью и бестактностью выстраивал свои отношения с Украиной и то манил ее перспективой вступления в ЕС или даже НАТО, то обрушивался с критикой из-за судьбы одной спорной личности, которая нарушила конституцию своей страны отчасти в личных целях. Так, как президент Путин мог не воспользоваться непоследовательностью «западного мира»? Все это позволяет легко понять его популярность среди населения, национальную гордость которого так долго угнетали.
Андрей Грачев: Как мы уже могли убедиться из опыта холодной войны, похолодание, подъем напряженности и конфронтации в отношениях России с западными соседями в большинстве случаев лишь приводили к укреплению политических позиций действующего режима и его авторитарных качеств. Подобная ситуация лишь дает аргументы в пользу ужесточения режима в ответ на внешнее давление и угрозы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при возникновении кризиса и даже внутри пространства ее исторического и культурного присутствия кремлевский режим без особого труда убеждает, что ситуация требует консолидации общества вокруг власти. Это повлекло за собой страшные последствия для так называемой «проевропейской» партии внутри России, подъем националистических движений, усиление антиевропейских и антизападных течений. Таким образом, украинский кризис вылился в политическую катастрофу. Для России все это может привести к новому отставанию в продвижении по пути демократии, диверсификации общества и либерализации умов. Кроме того, не стоит забывать, что такой климат враждебности, заносчивая и экспансионистская политика западных держав толкает Россию в сторону Азии, к Китаю, причем не только в экономическом, но и политическом плане.
Лоик Эннекинн (Loïc Hennekinne), посол Франции и бывших генеральный секретарь Министерства иностранных дел
Жан Радваний (Jean Radvanyi), преподаватель географии России в национальном институте восточных языков и цивилизаций
Андрей Грачев, бывший советник и пресс-секретарь президента СССР Михаила Горбачева