Кризис на Украине длится уже почти год, а ситуация в этой стране все еще не начала входить в нормальное состояние. Сохраняется и обусловленная этим кризисом напряженность в международных отношениях. Более того, на прошлой неделе Донецк и Луганск заявили о своей независимости и самоуправлении, военное противостояние между правительственными частями и ополченцами в этом регионе и не думает стихать. Все это демонстрируют всю глубину и масштабность нынешнего кризиса. Вместе с тем украинский народ несет колоссальные материальные и человеческие потери. Согласно отчету Управления по координации гуманитарных вопросов при ООН от 31 октября, в военном конфликте на востоке Украины уже погибло более четырех тысяч человек, 9366 граждан получили ранения, и почти миллион людей стали беженцами.
Изложение фактов
Украинский кризис начался после того, как правительство бывшего президента страны Виктора Януковича под давлением России отказалось от подписания соглашения о сотрудничестве с Европейским Союзом. В результате этого оно столкнулось с массовыми протестами оппозиционных партий и постоянными уличными демонстрациями украинских граждан в феврале 2013 года. Вслед за обострением противостояния правительства с оппозицией Янукович бежал в Россию, которая в марте этого года присоединила к своей территории Крым. Проведя на полуострове референдум и одобрив закон о присоединении этих территорий в своем парламенте, Россия официально объявила об отделении Крыма от Украины.
В течение долгих месяцев после начала кризиса на Украине произошел целый ряд важнейших событий: создание временного правительства под председательством Арсения Яценюка, освобождение политических заключенных из числа оппозиции, в том числе лидера Оранжевой революции 2005 года Юлии Тимошенко, изменение конституции и ориентация на сотрудничество с Западом, проведение референдумов о независимости в Донецкой и Луганской областях 11 мая этого года и победа на них сторонников независимости, проведение 25 мая по всей Украине досрочных выборов президента и победа на них прозападного кандидата Петра Порошенко, прекращение поставок на Украину российского газа в июле и подписание нового соглашения по этому вопросу в октябре, проведение совместного совещания центрального правительства и оппозиционеров из восточных регионов в Минске при участии России и Европейского Союза в сентябре и заключение ряда соглашений, в том числе о прекращении огня, проведение в двух самопровозглашенных Донецкой и Луганской республиках парламентских и президентских выборов, на которых одержали победу два пророссийских кандидата Александр Захарченко и Игорь Плотницкий и, наконец, проведение референдума о присоединении к Европейскому Союзу и победа на нем прозападных политиков.
Анализ ситуации
Геополитическое и геостратегическое положение Украины и та исключительная роль, которую играет эта страна во взаимодействии России и стран Запада во главе с США, стали причинами того, что украинский народ и национальные лидеры не столько решают свою собственную судьбу, сколько исполняют чужие решения, а сами при этом находятся на вторых ролях. В статье «Украина — заложница великих держав», размещенной на сайте IRAS некоторое время тому назад, мы уже отмечали, что географическое положение этого государства отнюдь не способствует его развитию и превращению в независимого игрока, а угрожает ее политической и экономической жизни, ее территориальному единству и национальной безопасности. Это означает, что Украина, находясь в центре стратегического соперничества России и Соединенных Штатов, вне зависимости от ее желания оказывается в «заложниках» обеих этих стран. При этом каждая из этих двух сторон уверена в своей победе и, как это видно из последних событий, не желает отступать от занятых прежде позиций. Поэтому сейчас складывается ощущение, что Украина играет ту же роль в отношениях между Россией и Западом, какую играли страны Балканского региона и Польша в соперничестве иностранных держав до начала двух мировых войн.
Отношения между Россией и Западом после распада Советского Союза хотя и нельзя было назвать холодной войной, но и до дружбы с партнерством там было далеко. Факты показывают, что отношения между ними основываются на соперничестве, при котором каждая из сторон добивается установления новой силы и увеличения числа рычагов власти для получения еще больших для себя выгод. Поэтому, даже если воздерживаться от утверждения, что в системе международных отношений вновь началась холодная война, то, по всей видимости, стоит говорить о новом возвращении в мировую политику эпохи под названием «вооруженный мир». Этот термин использовался для характеристики периода, предшествовавшего началу Первой мировой войны. Тогда невиданное развитие наук, особенно связанных с военной сферой, привело к тому, что разные государства в целях обезопасить себя от вражеской угрозы стали создавать новейшие виды вооружения. Географическое положение, пути доступа к границам других государств, получение помощи от большего числа сильнейших покровителей, посягательство на чужие сферы влияния, использование рычагов власти — эти факторы привели европейские страны к развязыванию Первой мировой войны.
Однако смена ориентиров руководства этих стран и отказ от военных целей ради защиты экономических и политических интересов, хозяйственная взаимозависимость, появление новых международных игроков, увеличение расходов, связанных с началом военного противостояния, и многие другие факторы стали, по меньшей мере, вызывать негативное отношение к войне. Поэтому в международной политике, конечно же, еще не создано условий для начала горячей или холодной войн в их традиционном понимании, но вместе с тем до сих пор не настал и прочный мир, основанный на принципах участия и сотрудничества в сферах политики и экономики. Другими словами, в мире, образовавшемся после окончания холодной войны и периода биполярности, общение между Россией и Западом все так же ведется по принципу «свое — чужое», в основе которого лежит полярность экономико-политического характера. Поэтому вполне естественно, что в подобной ситуации, когда глобальный миропорядок так и не приобрел былой стабильности, каждая из сторон пытается использовать разные рычаги собственного национального и межнационального влияния, чтобы укрепить позиции и престиж в регионе и во всем мире.
К числу преобразований, о которых Барак Обама говорил в начале своего правления, относилось и улучшение отношений с Россией, которые в восьмилетний период правления неоконсерваторов были довольно напряженными. Демократическое правительство Обамы было нацелено на «перемены». Намерение было настолько серьезным, что тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече со своим российским коллегой Сергеем Лавровым преподнесла ему символический подарок — красную кнопку на желтой подставке с надписью «Reset», что означало перезагрузку отношений. Несмотря на не совсем подходящий русский перевод этого слова, который означает «перегрузка» (overcharge), Москва в целом была рада такому подарку, поэтому тогда Лавров заявил: «Важно, чтобы мы не останавливались на пути вперед, не топтались на месте».
Подписание договора по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-III в апреле 2010 года и соглашение двух стран о сокращении своих ядерных арсеналов стало единственным значимым достижением того периода. Довольно скоро в этих отношениях появились серьезные проблемы. Запрет на усыновление русских детей в Америке, история с предоставлением политического убежища Эдварду Сноудену и оглашение имен людей, обвиняемых в убийстве Сергея Магнитского, советника инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (так называемого «списка Магнитского»), существенным образом осложнили российско-американские отношения. Еще больше противоречий между двумя странами создал украинский кризис. Ситуация обострилась настолько, что члены НАТО для выработки коллективной позиции в ответ на действия России провели в сентябре весьма важное заседание. На нем генеральный секретарь этой организации Андерс Фог Расмуссен назвал осуществленное «силой» присоединение Крымского полуострова к России «незаконным новшеством», которое впервые со времен Второй мировой войны произошло в Европе.
Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон также подчеркнул необходимость воздерживаться от «обходительной политики» по отношению к России и отметил, что не стоит вести себя с ней так, как это делали европейские страны с Германией в 1937 году. Соединенные Штаты, в свою очередь, сообщили о том, что рассматривают все возможные варианты противостояния российской политике. Вместе с тем наибольшую тревогу испытывают страны Балтийского региона Литва, Эстония и Латвия, а также Польша и Румыния в Восточной Европе. Эти государства опасаются повторения российского сценария на Украине, где помощь оказывалась проживающему на ее территории русскоязычному меньшинству, поэтому сегодня добиваются увеличения у себя численности войск НАТО. Однако, несмотря на все эти опасения, руководство Североатлантического альянса пришло к единому мнению о том, что следует воздерживаться от еще большей эскалации кризиса и заявить о военном невмешательстве в дела Украины, чтобы больше не провоцировать Россию. Другими решениями НАТО стало немедленное и, конечно же, «временное» размещение военных сил в регионе (потому как их присутствие на постоянной основе противоречит двухстороннему соглашению с Россией), объявление о выделении США финансовой помощи в размере одного миллиарда долларов для военного укрепления Восточной Европы, обещание предоставить почти 15 миллионов долларов и военных советников Украине, а также введение против России еще более жестких санкций, касающихся оборонной сферы и поставок вооружения.
Фактически, ясно то, что руководство НАТО не хочет втягиваться в военное противостояние с Россией, которая является второй военной державой в мире, а также увеличивать собственные военные расходы в нынешних неблагоприятных экономических условиях. Еще больше уверенности в этом добавляют такие факторы, как разрозненность западных центров принятия решений, противоречивость национальных интересов государств-членов ЕС и изменение их политических ориентиров, попытки Евросоюза остаться в стороне от противостояния России с США, вопросы по поводу реализации пятой статьи Устава НАТО (о коллективной защите страны, подвергшейся нападению) и все большая сосредоточенность Вашингтона на делах Тихоокеанского региона. Именно поэтому Европейский Союз и США ограничились лишь введением экономических, финансовых, политических и оборонных санкций. Важнейшими пунктами западных ограничительных мер против России являются исключение этой страны из «большой восьмерки», запрет российским нефтегазовым компаниям, особенно «Газпром-нефти», «Руснефти» и «Транснефти», крупнейшему в мире предприятию по строительству нефтепроводов, работать на европейских финансовых рынках, воспрещение министру обороны России посещать государства Евросоюза, отказ от приглашения России на саммит «большой двадцатки» в австралийском Брисбене (в итоге Путин все же смог участвовать в нем), намерение бойкотировать проводимый в России Чемпионат мира по футболу в 2018 году, а также запрет на поставки вооружения и товаров двойного назначения, в том числе аннулирование контракта на покупку у Франциии гигантского военного корабля «Мистраль» стоимостью 1,2 миллиарда евро.
В ответ на эти меры русские продемонстрировали собственные возможности тем, что провели ряд народных демонстраций в поддержку этнически русского населения восточной Украины, отправили туда три каравана гуманитарной помощи, пригрозили лишить Европу газа и заключили газовый контракт с Китаем, перекрыли экспортные поставки газа на Украину, сославшись при этом на неуплату этой страной ее долга за газ, и впоследствии возобновили подачу уже за большую цену и после получения задолженности, отправили ополченцев в восточные регионы Украины, провели несколько военных учений в своих восточных и западных областях, неоднократно за последние несколько месяцев испытали баллистические ракеты, объявили о пересмотре собственной «военной доктрины» с целью производства внутри страны 70% необходимого армии вооружения до 2020 года, на ежегодном Азиатско-европейском саммите в итальянском Милане пригрозили Западу использовать ядерные боеголовки и аннулировать договор СНВ-III, а также признались, что могут захватить всю Украины за две недели.
В последние два десятилетия русские всего лишь молча наблюдали за тем, как Запад все больше наступает на Восточную Европу, которую в России принято называть «ближним зарубежьем». Помимо этого, за истекшие несколько лет на сторону западных стран перешли их региональные союзники на Ближнем Востоке. Поэтому сейчас русские не готовы лишиться еще и Украины, с которой их связывают бесчисленные культурные, исторические и религиозные узы. Между тем на деле несомненным достижением российских властей в украинском кризисе стали проявленные ими оперативность и выдержка. Так, чтобы не предстать в глазах мировой общественности экспансионистским государством, Россия на словах выразила уважение к воле жителей восточных регионов Украины и их желанию самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Между тем на деле она присоединила к своим территориям Крым, к которому давно испытывала чувство ностальгии, а затем стала поощрять пророссийские силы в двух самопровозглашенных формированиях, чтобы те боролись за независимость и создание суверенных республик под названием «Новая Россия» (Новороссия). Несмотря на то, что центральное правительство Украины и Запад считают референдум в восточных регионах и последние прошедшие там парламентские и президентские выборы противоречащими Минскому соглашению, Россия, серьезно подходя к этому вопросу, официально признала результаты всеобщего голосования о присоединении к Евросоюзу. Это было сделано для того, чтобы доказать мировому общественному мнению, что Москва признает право украинского народа определять собственную судьбу. Именно об этой политике шла речь в статье «Наступление на манер Запада — тактика России на Украине».
Ввиду этого вполне очевидно, что Россия, равно как и западные страны, не склонна вступать в прямое военное противостояние. Те действия военного характера, которые предпринимает кремлевское руководство, по большей части нацелены на создание нужной психологической атмосферы для влияния на решения Запада, в частности политики Белого Дома, и кажется весьма сомнительным, что российские власти действительно намереваются присоединить Украину к своей территории. Вместе с тем Россия добивается того, чтобы и в дальнейшем играть ключевую роль в решении вопросов международной безопасности в XXI веке за счет полной реализации плана «евразийской интеграции». Расширение географического пространства «Таможенного союза» в Евразии, в который сейчас входят Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан, должно оказать значительную помощь в достижении этой цели, и большую роль при этом играет Украина.
Эпилог
Как мы уже отмечали, геополитическое и геостратегическое положение Украины создало условия для того, что разногласия между лидерами этой страны по поводу подписания договора об ассоциации с Евросоюзом вышли на международный уровень. В стратегическом отношении это стало поворотным моментом в мировых процессах после окончания холодной войны и начала формировании нового миропорядка. Текущий период представляет собой современное явление «вооруженного мира», в котором Россия и Запад под руководством США стараются занять более выгодные позиции в условиях новой экономико-политической поляризации. При этом, в то время как в период холодной войны коалиции государств в большей степени имели военно-политический характер, в наши дни блоки в значительной мере определяются экономико-политической общностью.
На основании этого отказ России и Запада от вступления в военное противостояние параллельно с взаимным введением санкций и демонстрацией национальной мощи можно считать важнейшими достижениями сторон в ходе украинского кризиса, что в свою очередь свидетельствует об изменении тактических преимуществ этих стран. Неблагоприятная экономическая ситуация в Европейском Союзе и хозяйственная взаимозависимость привели к тому, что санкции ударяют сразу по двум сторонам противостояния — России и ЕС. Поэтому сейчас, точно так же как и после двух мировых войн, Соединенные Штаты выходят победителями из «санкционной войны». В качестве доказательства данной точки зрения можно указать на тот факт, что США, заинтересованные в снижении энергетической зависимости Евросоюза от России, заявляют о своей готовности поставлять свой газ на европейский континент.
С другой стороны, эти санкции еще больше усилят поляризацию в международной системе. Географическое расширение международных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский таможенный союз, а также присоединение к ним новых экономических партнеров представляет собой тактику, которую проводят русские для обеспечения собственной экономической безопасности и освобождения от санкционного давления. Ввиду этого соперничество останется основным компонентом отношений России и Запада. До «нового старта» еще далеко.