Преподаватель китайского языка Яна Лясковская из Благовещенска (Амурская область) планировала летом 2015 года везти в Харбин группу учеников на стажировку. Но недавно, вновь рассчитав расходы на поездку, она заколебалась. «Я оценивала месячную языковую стажировку в Харбине с расходами на дорогу в 80 тысяч рублей с человека, — рассказывает Яна. — Теперь же, с ростом курса юаня, я думаю, что такая поездка обойдется не менее 150-180 тысяч рублей на человека».
Многие россияне стали откладывать поездки в Поднебесную из-за стремительного падения курса рубля по отношению к юаню. В январе этого года юань стоил 5,4 рублей, а в последние дни курс китайской валюты приблизился к отметке в 8 рублей.
Дальневосточные туристы стали менее охотно выезжать в соседнюю провинцию Хэйлунцзян, жалуются китайские туроператоры. А учитывая, что большинство российских тургрупп отправляются в Северо-Восточный Китай в рамках шоп-туров, совершать покупки в Китае им становится все менее выгодно.
Спад потока туристов из России наблюдается и в соседнем Автономном районе Внутренняя Монголия. По информации Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, за 10 месяцев текущего года по безвизовым формальностям (это 85% общего объема въезжающих в КНР граждан РФ) в Китай выехало всего 76% российских туристов от аналогичного периода 2013 года.
Туроператоры Приамурья в среднем оценивают сокращение выездного туризма на 15-20% по сравнению с прошлым годом. А те россияне, которые все-таки решились отправиться в путешествие за границу, стараются сэкономить на любых деталях планируемой поездки.
«Если раньше наши туристы, отправляясь в Таиланд, летели через Сеул, то теперь они даже согласны ехать транзитом по территории Китая, чтобы вылетать из китайских городов, лишь бы это было дешевле, — говорит Евгения Перегоедова, представитель агентства Транс-тур в Благовещенске. — И что еще характерно для этого года — наши клиенты практически перестали покупать туристические пакеты целиком. Чтобы сэкономить, они ограничиваются покупкой авиабилетов до места назначения».
По информации Российского союза туриндустрии (РСТ), в первом полугодии 2014 года количество выезжающих в КНР российских туристов упало на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И с укреплением курса юаня, ожидается еще большее снижение выездного потока туристов в четвертом квартале этого года.
«Китай находился в пятерке приоритетных направлений россиян, а сейчас он опустился на седьмое место, — констатирует в интервью “Жэньминь Жибао он-лайн” вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. — Но ситуация с Китаем не хуже, чем с поездками в Европу. В европейском направлении в первом полугодии поток российских туристов сократился на 30-40%».
Не видя улучшений на валютном рынке, работники туристического сектора принимают меры, чтобы удержать клиентов. По информации РСТ, российские туристические агентства оптимизировали свои программы на 30%. К аналогичным мерам призывают и власти китайской провинции Хэйлунцзян. Речь идет, в том числе, о пересмотре преимуществ туристических объектов региона, а также о предоставлении скидок на проживание и на прочие туристические услуги для российских туристов, чтобы поездки им обходились дешевле.
Россия — популярное направление среди китайских туристов
Впрочем, некоторые туроператоры двух стран уже сумели извлечь выгоду из сложившейся ситуации. В последние месяцы китайские туристы значительно оживили российский турбизнес, готовящийся к «мертвому сезону».
По информации Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, поток туристов из Китая в регион увеличился в два раза по сравнению с прошлым годом. В ведомстве это объясняют, в том числе, проведением ряда мероприятий по привлечению туристов, а также возможностью оформления заграничных паспортов для китайских граждан непосредственно в приграничном с Россией городе Маньчжурия.
Во многих турагентствах провинции Хэйлунцзян говорят об увеличении на 30-50% общего количества китайских тургрупп в российском направлении. И добавляют, что дешевый шоппинг в России является далеко не последним фактором у китайских клиентов при выборе поездки.
Но туристы из КНР также очень интересуются достопримечательностями России, и тщательно следят за геополитической ситуацией. Так, по словам Юрия Барзыкина из РСТ, с мая этого года, несколько китайских туристических групп уже успели посетить Крым.