В конце 1944 года люфтваффе прибегло к новой тактике ведения воздушного боя — тактике «камикадзе». Истребители должны были наносить таранные удары по бомбардировщикам союзнических войск и сбивать их. Телеканал N24 побеседовал с теми, кто выжил в тех операциях.
Даже во время своего падения режим национал-социалистов соблюдал дистанцию со своим дальним союзником Японией: был создан собственный цифровой код — десять процентов. Таковы были шансы на выживание пилотов истребителей, которые в последние дни Второй мировой войны реализовали новую тактику ведения воздушных боев против бомбардировщиков союзнических войск. Это были истребители, предназначенные для таранного удара. С операциями пилотов-камикадзе это не имеет ничего общего, заверяли пилотов. Им давали шанс выжить — но он составлял всего десять процентов.
Репортаж «Операция без возвращения», вышедший в эфир на информационном телеканале N24 в субботу, посвящен 7 апреля 1945 года. В материале американского производства задействована настоящая компьютерная анимация, представлены интервью с теми немногими выжившими, которые совершали безумные маневры, чтобы уничтожить друг друга.
Идея создания специальной группы принадлежала тогдашнему полковнику авиации Хансу-Йоахиму Херманну (Hans-Joachim Herrmann), который после окончания войны стал адвокатом, защищавшим национал-социалистов. Херманн уже в 1943 году проявил свою бесчеловечность, когда разработал метод задействования одноместных дневных истребителей без радарных установок, которые должны были использоваться ночью и ориентироваться по лучам поисковых прожекторов. Когда осенью 1944 года немецкая воздушная оборона фактически потерпела крах, Херрман заговорил о тактике задействования истребителей для таранного удара.
Истребители должны были подняться на высоту более 10 тысяч метров, и поодиночке направиться на группу бомбардировщиков и совершить таранный удар по одному или нескольким самолетам, тем самым сбив их. Пилоты выпрыгивали с парашютом из падающих самолетов, и на земле садились в очередной истребитель, чтобы вновь отправиться на задание.
Причиной создания подобной бессмысленной концепции стали значительные потери в рядах опытных пилотов. Для прошедших экспресс-курсы летчиков, казалось, это был единственный шанс сбить самолет. При помощи масштабного удара по самолетам союзников планировалось показать решительность люфтваффе и таким образом сдержать на несколько недель авиаудары американских ВВС. В это время на позиции должны были быть поставлены новые подразделения с современными реактивными истребителями Me-262.
За выполнение задания отвечала «группа особого назначения Эльба», которая была сформирована недалеко от Стендаля. Набирали молодых гитлеровцев, которые в целом не имели представления о воздушном пространстве. Из-за нехватки топлива практически не проводились практические занятия, но зато богат был их рацион питания — в достаточном количестве был коньяк, сигареты и шоколад. Маршевая музыка и призывы к большей самоотдаче должны были отключать в воздухе инстинкты выживания.
Тот факт, что количество добровольцев было больше, чем число самолетов, был связан не только с индокринацией и наивностью молодежи. Один выживший говорит, что он были полны ярости из-за страданий, которые пережили люди в разрушенных городах, она и двигала им и его товарищами. «Мы не считали себя камикадзе», — говорит он. «Мы не были летающими бомбами, как японцы, мы могли выпрыгнуть после выполнения задания». Из 2000 претендентов были отобраны 300.
Идея о нанесении таранного удара по вражеским самолетам, такая же старая, как и использование самолетов во время войны. Протагонистом был российский военный летчик Петр Нестеров, который расплатился за демонстрацию фигуры высшего пилотажа в 1914 году своей жизнью. Позднее многие пилоты жертвовали собой и своими машинами, когда в них врезались, многие получали ранения и не имели надежды вернуться обратно на землю.
После катастрофических потерь морской авиации в Тихом океане в 1944 году японцы начали применять данные элементы в новой тактике. Самолеты начинялись взрывчаткой и наполнялись топливом ровно настолько, чтобы долететь до цели. Затем пилоты направляли эти бомбы на цель. После приземления американцев на Филиппинах в октябре 1944 года эта тактика, получившая название «камикадзе», нашла широкое применение.
Как и у японцев, у немцев также не было достаточного количества машин с поршневым двигателем, которые могли бы сражаться в воздухе с американскими истребителями сопровождения. Поэтому из стандартных истребителей Messerschmitt Bf109 делали облегченную версию, убирая с них броню и пушки. Парашют и автомат на 50 выстрелов были единственным «инвентарем» одного единственного пилота. Только с таким грузом у летчиков были шансы подняться на высоту в 10 тысяч метров.
7 апреля 1945 года около 180 истребителей «группы особого назначения Эльба» совершили свой первый полет. Их целью было соединение из 1300 стратегических бомбардировщиков 8-го американского воздушного флота. Тактика таранного удара предполагала нанесение удара по хвостовому рулю, несущей плоскости или кабины пилоты с боку, что требовало концентрации и правильной навигации. Большая часть самолетов была сбита американскими сопровождающими, которых насчитывалось почти 800 единиц. В сообщениях выживших, которым предоставили слово в эфире N24, говорится о счастливых случаях, но это относится к небольшому числу пилотов. Это было настоящее бесчеловечное безумие.
Из 180 самолетов-камикадзе были сбиты 133, 23 американских бомбардировщика были протаранены, только единицы из них сумели вернуться обратно. Только 15 пилотов вернулись к своим войскам, другие либо погибли во время прыжка с парашютом, либо попали в плен.
Это была единственная деятельность «группы особого назначения». Но поражение не образумило нацистов. Через несколько дней в воздух поднялись самолеты под управлением пилотов, жертвовавших своей жизнью. Они должны были направлять самолеты на мосты через Одер, чтобы отрезать наступление Красной армии на Берлин. Эта операция также провалилась.