Команда российских журналистов из Meduza, недавно созданного информационного проекта, больше не живет в страхе, что власти могут в любой момент закрыть их сайт. Теперь больше никто не пытается уволить их главного редактора Галину Тимченко за размещение статьи о ситуации на Украине. Теперь они находятся почти в 1000 километров от Кремля.
Чтобы «почувствовать себя свободными и независимыми», как рассказали члены команды Meduza в интервью изданию Daily Beast, они покинули родину и в качестве своей новой оперативной базы выбрали один из европейских городов, а именно столицу Латвии Ригу.
Название проекта, возможно, звучит не слишком радостно, признает Тимченко. Но ведь Россия сейчас переживает довольно мрачный период. Пришло время чего-то более острого. В греческой мифологии Медуза Горгона была чудовищем с женским лицом и ядовитыми змеями вместо волос, а ее взгляд обращал человека в камень. У журналистов были свои причины для выбора такого названия, которое бы наталкивало на мысль о мести. Но вместо того чтобы мстить, они предпочли стать смелым примером для всей свободной прессы России.
В марте владельцы московского новостного сайта «Лента», одного из самых популярных новостных сайтов в российской блогосфере, уволили Тимченко, которая тогда занимала пост главного редактора. Какова была формальная причина? Экстремизм. Под руководством Тимченко «Лента» опубликовала ссылку на интервью с лидером украинских националистов Дмитрием Ярошем, чей «Правый сектор» сыграл ключевую роль в революции Евромадана.
«У меня не было выбора. Меня уволили, поэтому я взяла паузу и уехала за границу, — сказала Тимченко в интервью Daily Beast. — Никто не мог заранее предсказать то, что случилось потом — что большинство наших репортеров тоже встали и ушли».
В течение следующих двух дней 73 из 81 штатного журналиста уволились из «Ленты». «Я попросту не мог оставаться в той душной и вонючей атмосфере подцензурных новостей», — признался Иван Колпаков, один из редакторов Meduza. К апрелю Тимченко с коллегами уже разработали новую концепцию своего медиа-проекта. К октябрю репортеры, решившиеся на добровольную ссылку, уже переехали в Ригу.
Начинать с самого начала всегда непросто, а у этой группы журналистов были серьезные конкуренты среди представителей российской государственной прессы. Перед тем как уехать в Ригу в конце октября, Колпаков смотрел один из государственных каналов, находясь в своем родном городе Пермь, вместе со своими родителями, которые, как и миллионы россиян, смотрят телевизор регулярно. «Пропаганда на самом деле работает, и я понял это, посмотрев телевизор в течение нескольких дней. Мои собственные взгляды начали понемногу меняться, — признался Колпаков. — Но избавляться от независимых СМИ — это тупиковая стратегия. Кремль хочет закрыть пять информационных изданий? Ему нужно быть готовым к тому, что вместо них откроется 10 новых изданий внутри и за пределами России».
Всего за один месяц после запуска проекта сайт Meduza посетили более миллиона читателей. Его аудитория пока существенно меньше аудитории «Ленты», которую ежемесячно посещают около 12 миллионов читателей. Тем не менее, команда проекта Meduza преисполнена надежд и радости в связи с тем, что они сами называют фундаментальной переменой: в Риге они стали свободными.
Недавно, поздно вечером, команда Meduza обсуждала освещение резкого падения курса российского рубля, поездки Путина на саммит Большой двадцатки, домашнего ареста российского олигарха Владимира Евтушенкова, а также вопроса о том, как экономические трудности заставили российские власти встать на более репрессивный курс. Гул телефонных звонков и разговоров через Skype с источниками в России и на Украине оживляет и согревает просторную современную редакцию Meduza, расположенную в здании из красного кирпича в центре Риги. Члены команды работают в две смены, собирая новости из России и со всего мира и публикуя статьи трех специальных корреспондентов, работающих на местах. Первые новостные тексты появились на сайте проекта к тому времени, когда просыпается Москва, в 8 утра.
Что сейчас больше всего беспокоит Тимченко? Что атмосфера свободы и радушие Риги могут расслабить ее коллег. Могут ли российские власти ввести в интернете ограничения и сделать проект Meduza недоступным для российских пользователей? «Я ни на одно мгновение не поверю, что у Кремля хватит сил перекрыть гигантский российский интернет, — ответила Тимченко. — В отличие от китайцев российские интернет-пользователи привыкли к свободе и никогда не испытывали на себе действие цензуры».