На этой неделе прошла встреча стран ОПЕК, на которой было принято решение не сокращать квоты на добычу нефти. В связи с этим цены на нефть резко снизились. Однако не стоит заблуждаться. Влияние ОПЕК на цены на нефть чрезвычайно преувеличено. Некоторые наблюдатели считали, что ОПЕК волшебным образом вынет кролика из шляпы. Но у ОПЕК даже нет волшебной шляпы, не говоря уже о кролике.
Страны ОПЕК контролируют немногим более одной трети мирового экспорта нефти. В настоящее время объемы добычи нефти в США растут — к ужасу администрации Обамы, которая питает ненависть ко всем углеродным источникам энергии. Технология фрекинга дала возможность добывать в огромных количествах дешевый природный газ, который может заменить нефть в некоторых сферах использования. Как только мы изберем нового президента, процесс получения лицензий на строительство терминалов для экспорта сжиженного природного газа ускорится, что в свою очередь приведет к росту объемов его добычи. Более того, попытки администрации Обамы умышленно затянуть с выдачей разрешений на поиски газа и нефти на федеральных территориях также останутся в прошлом. Все эти факторы приведут к повышению объемов добычи и понижению цен на нефть.
Другим фактором, на который страны ОПЕК бессильны повлиять, является застой в мировой экономике, который неизбежно влечет за собой снижение спроса на энергоресурсы.
Однако главным фактором, обусловившим падение цен на нефть — с начала года цены понизились на 30% — это укрепление доллара. В течение нескольких десятилетий соотношение между ценами на нефть и ценами на золото оставалось относительно стабильным — примерно 12-14 баррелей нефти на одну унцию золота. Разумеется, это соотношение могло меняться, но ненадолго.
Однако когда США начали постепенно ослаблять золотую валюту в конце 1960-х годов, что привело к ослаблению доллара, цены на нефть начали расти. В 1971 году Вашингтон уничтожил Бреттон-Вудскую систему организации денежных отношений. 1970-е годы стали десятилетием инфляции, когда цена на золото скакнула с 35 долларов за унцию до 500 долларов (она достигла своего пика в 1980 году, составив 870 долларов за унцию). Параллельно с этим цена на нефть выросла с 3 долларов до 40 долларов за баррель. Эксперты были убеждены, что повышение цены на нефть до 100 долларов и выше было неизбежным.
Тогдашний президент Рональд Рейган и председатель Федерального резерва Пол Волкер (Paul Volcker) решили покончить с инфляцией — и добились успеха. Цена на нефть сначала упала до почти 10 долларов за баррель, а затем установилась на уровне 20-25 долларов за баррель. С середины 1980-х годов и до начала прошлого десятилетия цена за баррель нефти сохранялась на уровне 21 доллара.
Увы, в начале 2000-х годов Федеральный резерв с молчаливого согласия Министерства финансов начал проводить девальвацию доллара, руководствуясь ошибочным убеждением, что это поможет вывести американскую экономику из рецессии и повысить объемы экспорта. Цена на золото начала стремительный рост, и за ней последовали цены на сырье, в включая нефть.
Уроки
Нестабильность валюты негативно влияет на цены. Цены должны отражать то, какие товары потребители хотят приобретать, а какие — нет. Когда цена на нефть начала расти в 1970-х годах, люди решили, что наши запасы нефти иссякают. В конце концов, разве рост цен не свидетельствует о нехватке? На нормальных рынках так и есть, но если валюта страны ослабла, то ситуация иная. Мы наблюдали точно такую же ситуацию после 2002 года. Беспокойство по поводу возможной нехватки ресурсов, особенно нефти и — еще до появления технологии фрекинга — природного газа, привели к тому, что правительство вкладывало миллиарды долларов в альтернативные источники энергии, такие как ветряные мельницы.
Федеральный резерв и другие центробанки не понимают, что они делают. Федеральному резерву не нужен сильный доллар. Одна из целей накачивания экономики деньгами заключалась в попытках спровоцировать инфляцию. Многие экономисты, в том числе экономисты Федерального резерва, до сих пор слепо верят в миф о том, что инфляция стимулирует рост. Теперь же политики взволнованы дефляцией. Должно быть, сейчас, впервые за долгую историю ослабления валюты, правительство оказалось неспособным спровоцировать период инфляции, что свидетельствует о его абсолютной некомпетентности.
Это значит, что доллар не сможет оставаться сильным на протяжении долгого времени и что Федеральный резерв, в конце концов, спровоцирует новую катастрофу.
Нарастающее бессилие ОПЕК не помешает ее членам встречаться, а прессе — чрезвычайно серьезно относиться к их заявлениям. Мудрые наблюдатели проигнорируют этот бессмысленный фарс и сосредоточатся на ценах на золото.