Страх перед русскими является в нашей части света перманентным политическим фактором. Он не имеет ничего общего с коммунизмом и Советским Союзом, как многие склонны считать. Этот страх уходит своими корнями куда глубже и дальше в историю и является прежде всего политическим феноменом правого движения.
Норвегия относится к числу западных стран, имевших относительно взвешенное отношение как к СССР, так и к России. Но всё же в последнее время мы стали свидетелями двух пугающих примеров того, как два представителя норвежских правых полностью теряют голову. Несколько недель назад гулом неодобрения было встречено исполнение гимна России на официальном мероприятии в Доме художников. Президент Стортинга О. Томмессен — белый рыцарь-поборник принципов — при этом присутствовал и участвовал в хоре недовольных. Ещё хуже было на прошлой неделе, когда Эрна Сульберг (премьер-министр Норвегии — прим. перев.), приклонив колени, возлагала цветы на киевском Майдане.
Я отнюдь не ханжа в том, что касается средств достижения политических целей. Но сжигание флагов и осквернение национальных символов — это хулиганство, причём не только, когда это происходит на Ближнем Востоке. То, что представители партии «Хёйре» сбрасывают с себя маски, само по себе не слишком шокирует. Примечательно то, что это не вызывает никакой общественной реакции. Если флаг Норвегии сжигается в Багдаде, норвежские СМИ уделяют этому повышенное внимание. Но, когда Президент Стортинга оскверняет национальный гимн соседней с нами страны в центре Осло, об этом в газетах не пишут ни слова. Но хуже всего было видеть, как Эрна с букетом цветов преклоняет колени на Майдане, в то время как на Востоке Украины по-прежнему на полную катушку бушует гражданская война, и невинных убивают тысячами. Этот демарш стал демонстрацией страха перед русскими и был нацелен на Россию и её президента, но вряд ли произвёл впечатление на Путина.
Конечно, Россия аннексировала Крым, нарушив нормы международного права. И, естественно, Москва напрямую вмешивается в то, что происходит на Восточной Украине. Но тот, кто берётся утверждать, что интерес США, НАТО, ЕС, Ягланда (председатель Совета Европы, норвежец — прим. перев.) и Норвегии в этом конфликте состоит в защите демократии и международного права, тот, кто говорит подобное, - лжёт. Два избранных народом украинских правительства свержены при активном вмешательстве с нашей стороны. Права русского нацменьшинства были попраны в нарушение норм международного права. Те, кого свергли, были политическими негодяями. Те, кто пришёл им на смену, как минимум, столь же плохи. Любимчик Запада и «особый собеседник» Эрны Юлия Тимошенко — тому доказательство. По итогам последних выборов Юлия, к счастью, была выброшена из политической жизни.
Можно реагировать на действия России, хотя у Норвегии и НАТО у самих «рыльце в пушку». Но эта реакция подчас доходит до истерики. К. Бильдт — шведский министр иностранных дел (слава Богу, что бывший) — был в этом плане одним из худших. Он «клацал челюстью» так, будто комментировал поражение Карла XII под Полтавой. Британец Д. Кэмерон тоже от него не отстаёт, считая Путина Гитлером нашего времени. Это определённо производит впечатление на миллионы русских, которые потеряли близких членов семьи, когда Гитлер вторгся в Россию. Вероятно, это не то впечатление, на которое рассчитывал Кэмерон.
Но хуже всех - Барак Обама. За последнее время он произнёс две речи, в которых указал на важнейшие угрозы, стоящие перед миром. Оба раза он назвал среди них Эболу, ИГИЛ и Россию — все три «на одном дыхании». Мне было стыдно, когда это услышал. Во время недавнего выступления в Австралии он также угрожал, что США «выполнят» свои обязательства единственной в мире сверхдержавы. Это всё равно, что услышать историческое эхо стихотворения «Бремя белого человека» Р. Киплинга. Но США есть США. Исправить их не может ни присуждение Нобелевской премии мира, ни смена цвета кожи президента. Своего рода наивный, позитивный расизм защищает Обаму от критики.
Россия является сверхдержавой на протяжении более чем трёх сотен лет. Она граничит с 17 государствами. Помимо этого, в 18 странах есть русские нацменьшинства. Более 25 миллионов русских проживают за пределами России. Это всё само по себе представляет невероятный вызов с точки зрения политики безопасности. На протяжении истории с Запада в Россию вторгались Швеция, Польша, Франция, Англия и Германия. Крым по большому счёту всегда был русским, по сути, в большей степени, чем Аляска — американской. Россия — это не какое-то государство пещерных людей. Она всегда была культурной супердержавой не только в классическом балете, но в той же степени и в литературе, музыке, театре и кино. Список выдающихся деятелей - бесконечно длинный. То же самое и в шахматах, и в науке. И русские знают свою историю.
Именно поэтому более или менее просвещённое общественное мнение полностью поддерживает Путина. К счастью или к сожалению, но это та Россия, с которой мы должны выстраивать отношения. Если мы будем предпринимать политические действия без учёта исторического и культурного контекстов, в которых развивается конфликт, то вскоре окажемся в тяжёлой ситуации, коей может быть и полномасштабная война. Примитивные политические выпады, порождаемые русофобией, в любом случае лишь способствуют эскалации напряжённости. Так что им надо незамедлительно положить конец. Начиная с 2001 г. мы вторглись в Афганистан, на Ближний Восток и в Ливию, не имея ни малейшего представления о культурно-историческом контексте. Там мы тоже размахивали принципами, которые удачно подвернулись под руку. Довольно такой политики.
Стейн Эрнхёй — бывший лидер Социалистической левой партии Норвегии, руководитель движения «Нет ЕС», депутат Стортинга