wPolityce.pl: Россия дала слабину?
Пшемыслав Журавский вель Граевский (Żurawski vel Grajewski): Думаю, да. Это выступление России с просьбой отменить взаимные санкции было политической ошибкой. Москва подала сигнал, что санкции для нее болезненны, но это не склоняет к их отмене, скорее, напротив, подсказывает, что их следует сохранить до момента достижения намеченной цели. Ведь санкции были введены не в ответ на российские ограничения, а наоборот.
— Пожалуй, даже самый идеальный западноевропейский хомячок с очень короткой памятью все же помнит, что санкции против России стали следствием ее агрессии на Украину, а не какого-то конфликта Запада с Москвой.
— Да, разумеется. Ведь все началось с Крыма. А сейчас сложилась такая ситуация, что Россия проводит демонстративные военные акции — от отправки стратегических бомбардировщиков к границе западных государств до появления военного флота в канале Ла-Манш. Все это плохо вяжется с просьбой об отмене санкций. Вряд ли эти демонстрации способны напугать западные общества. Опасения по поводу российского вторжения существуют только в Центральной и Восточной Европе, а также в Скандинавских странах. В сочетании с нынешней просьбой складывается странный образ России, я бы сказал, России проигрывающей.
— Россия выглядит очень слабой в сравнении со своим предшественником Советским Союзом. С СССР Рональд Рейган почти десять лет вел экономическую борьбу, прежде чем ему удалось бросить «империю зла» на колени. С Россией справились за несколько месяцев...
— Да, потенциал России гораздо меньше. Кроме того, у нее в большей степени одномерная экономика. В прошлом году россияне совершили серьезную ошибку, которую в тот момент они сочли выдающимся триумфом. Саудовская Аравия предложила Москве контракт на 7,5 миллиардов долларов — за эту сумму она хотела купить оружие, при условии, что россияне откажутся от поддержки Сирии Асада. Но Россия чувствовала себя в тот момент настолько сильной, что бросила вызов не только Соединенным Штатам, но и Саудовской Аравии, то есть де-факто всем суннитским странам, изобилующим нефтью. Если сейчас цена барреля дойдет до 40 или 30 с небольшим долларов (сейчас он стоит 60, а еще недавно стоил 120), при том, что российский бюджет рассчитан исходя из цены в 104 доллара, то у этого бюджета возникнут проблемы. У России еще остались какие-то валютные резервы, которые позволят ей какое-то время продержаться. Последнее решение стран ОПЕК, отказавшихся снизить объем добычи, что в перспективе означает дальнейшее удешевление нефти, могло послужить причиной призыва России к отмене санкций.
— Россию ждет внутренний крах?
— Несостоятельность российского бюджета в сфере обязательств в отношении государственных служб и огромной массы граждан, работающих в бюджетной сфере, подорвет внутреннюю стабильность страны. Уже появились первые сигналы, что в Госдуме прежняя поддержка политики Путина перестала быть столь монолитной. И это в рядах путинской партии — «Единой России». Путин давно готовился к варианту возникновения внутренних волнений. Он будет играть не на жизнь, а на смерть, так что если начнутся какие-нибудь беспорядки, будет не как на Украине: он подавит их со всей безжалостностью. Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем — это еще не конец игры. Это, конечно, доказывает, что Россия ощутила на себе санкции, и ее перспективы выглядят мрачно. Российское руководство это начинает осознавать и старается маневрировать. Я полагаю, это не принесет результата: они проиграют.