В последние дни ноября Папа Римский Франциск посетит Турцию с двумя целями: чтобы добиться более надежной защиты христиан на Ближнем Востоке, и чтобы сблизить католическую и православную церкви. Папа Бенедикт XVI побывал восемь лет назад в Стамбуле с аналогичными целями. Однако войны в Ираке, Сирии и на Украине делают миссию Франциска более актуальной и неотложной.
Papa Turca
В Турции католиков всегда было мало, но страна эта играет большую роль в истории церкви. Католики считают, что мать Иисуса Мария умерла в Эфесе (рядом с турецким Сельчуком). В Турции также родился апостол Павел, чьи миссионерские путешествия по Малой Азии и последующие письма новым христианским общинам составляют несколько книг Нового Завета. Далее, Книга Откровения была написана на острове Патмос в Эгейском море неподалеку от побережья Турции. С Турцией у Ватикана очень давние двусторонние отношения, одни из первых. Ватикан и Турция установили дипломатические отношения в 1868 году, за 100 с лишним лет до Великобритании (1982 г.), США (1984 г.) и Мексики (1992 г.).
Эти отношения были непростыми. Придя в начале 1920-х годов к власти, Кемаль Ататюрк создал крайне антирелигиозный режим власти. Государство конфисковало церковную собственность, запретило религиозные одеяния, публичный показ религиозных символов, а мусульманских имамов сделало государственными служащими. Но даже в этих условиях католический архиепископ Анджело Ронкалли (Angelo Roncalli) с сознанием долга представлял Ватикан в Турции с 1934 по 1944 годы. Благодаря своему смирению и уважению к турецкой культуре он стал популярным и эффективным дипломатом.
Он бегло говорил по-турецки, позволил использовать турецкий язык во время церковных церемоний и в документах, и открыто восхищался мусульманской преданностью молитве. Он протянул руку помощи православной церкви, когда в результате масштабного обмена населением более одного миллиона греков, веками проживавших в Турции, были высланы в Грецию. Во время Второй мировой войны Ронкалли, используя свое положение, помогал бежавшим от гитлеровского режима евреям добираться до Палестины через Турцию.
Приобретенные в Турции навыки Ронкалли продемонстрировал в 1958 году в Риме, когда стал Папой Римским Иоанном XXIII. В Турции его по сей день зовут «Papa Turca» (папа турецкий). Действуя на этой неделе в духе терпимого, открытого и сердечного Иоанна XXIII, канонизированного в этом году по настоянию Франциска, действующий понтифик должен наладить контакты с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Партнеры ради мира
Несмотря на призывы турецких архитекторов и защитников окружающей среды к Франциску не посещать Эрдогана в его новом дворце, построенном за полмиллиона с лишним долларов в охраняемом лесу, папа согласился стать первым главой государства, принимаемым в «Белом дворце».
Появление известного своей скромностью и бережливостью понтифика в претенциозном дворце Эрдогана может показаться неуместным, однако Ватикан полагает, что манера поведения президента не имеет никакого отношения к нынешнему визиту. Папа также не прислушается к советам комментаторов, рекомендующих ему поговорить о предрассудках и насилии против христиан, которые, по мнению многих, провоцируют определенные турецкие руководители, и которые за последние восемь лет стали причиной ряда резонансных убийств, включая убийство любимого многими епископа, обезглавленного его водителем. Два года назад министр окружающей среды и градостроительства Эрдоган Байрактар (Erdoğan Bayraktar) заявил, что «христианство — это уже не религия», а культура, показывая тем самым, что оно не заслуживает ни уважения, ни признания властью.
Вместо этого Папа будет подчеркивать те моменты, в которых у него с Эрдоганом существует согласие. Франциск подчеркивает общность верований христиан и мусульман в одного Бога. В исламе Иисус считается пророком, родившимся от непорочного зачатия, а имя Марии чаще всего упоминается в Коране среди женских имен. Франциск посетит дом Марии в Сельчуке, являющийся популярной мусульманской святыней и местом паломничества католиков, подчеркнув тем самым общие моменты двух вер.
Франциск также уделит внимание общему врагу двух руководителей, каким является исламский фундаментализм. Большинство жертв Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) — мусульмане. Однако эта группировка также систематически истребляет христианские общины. Прошлым летом в Мосуле ИГИЛ пометил дома христиан и приказал жителям перейти в мусульманскую веру, покинуть город или уплатить налог — иначе они будут уничтожены. Между тем, в апреле 2013 года были похищены два высокопоставленных православных священника, которых так и не нашли.
Среди других трагедий особое потрясение вызвало убийство популярного священника-иезуита, уроженца Голландии Франса Ван Дер Люгта (Frans van der Lugt), который отказался покинуть свою церковь в Хомсе. Во время конфликта он посылал западным коллегам видеосообщения о голоде и изоляции своих соседей в Хомсе, которые постоянно подвергались обстрелам. Священник никуда не уехал, даже когда там осталось всего 24 христианина. В тот день, когда планировалось подписание соглашения о прекращении огня, чему Люгт немало содействовал, человек в маске выстрелил ему в лицо в монастырском саду.
Конечно, говоря о Турции, следует прежде всего подчеркнуть остроту ситуации с беженцами. Из 13,6 миллиона человек, ставших беженцами в результате иракского и сирийского конфликта, примерно 1,1 миллиона — иракские и 500 тысяч — сирийские христиане. Турция приняла у себя примерно 1,6 миллионов беженцев, предоставив питание, убежище и медицинскую помощь 1,1 миллиону из их числа, и открыв в этих целях 20 центров.
Для обеспечения прогресса в каждом из этих вопросов Франциск обратится к Эрдогану как к самому набожному из числа преемников Ататюрка. Он призовет Эрдогана отвергнуть насилие, творимое во имя Аллаха против ни в чем не повинных людей. Он может также выдвинуть предложенный светским католическим лидером Андреа Рикарди (Andrea Riccardi) план по спасению крупнейшего города Сирии Алеппо, который сегодня находится в осаде. В Алеппо есть важные религиозные святыни, и там проживает немало христиан. Рикарди предлагает создать гуманитарные коридоры до Алеппо, чтобы по ним в город могли попасть миротворцы ООН, а также, чтобы обеспечить через них снабжение населения. На сегодня это предложение пользуется поддержкой у многих международных деятелей, среди которых мусульманские лидеры из Пакистана, Индонезии, Ливана и Франции. Если этот план поддержит Эрдоган, он может превратиться в реальность.
Раскол, который незначителен
Вторая задача Папы в Турции легче, потому что она проще. Она состоит в том, чтобы публично продемонстрировать уважение и любовь к Вселенскому патриарху Варфоломею в рамках идущего полвека диалога между католиками и православными, которые принадлежали к одной церкви до раскола в 1054 году. Папа также намерен укрепить позиции и авторитет оказавшегося в сложном положении патриарха, которым пренебрегает турецкое правительство, и значение которого пытается принизить зачастую слишком повелительная Русская православная церковь.
Визит Франциска совпадает по времени с Днем Святого апостола Андрея, который основал христианскую церковь на востоке. Святой Андрей был братом апостола Петра, который создавал христианскую церковь на западе. Между двумя церквами нет никаких споров о происхождении апостолов и о реальности их церковного таинства. Различия носят не содержательный, а формальный характер, за исключением одного камня преткновения — католической доктрины о главенстве папы римского.
В православной церкви — меньше иерархии, чем в католической; она состоит из 17 самоуправляемых образований с четко выраженной географической юрисдикцией, объединенных богословскими и обрядовыми канонами. Еще пять церквей кое-кем, но не всеми, признаются в качестве автономных.
Главы всех православных церквей считаются равными, хотя Вселенский патриарх как изначальный предстоятель исторически считается «первым среди равных» и выполняет несколько уникальных функций. Он созывает православные соборы, участвует в дискуссиях между верами и управляет приходами, не включенными в действующие структуры православной церкви.
Однако давление Турции на церковь Варфоломея привело к снижению ее международного престижа. Во-первых, турецкое правительство не признает международную роль и значимость патриарха, предпочитая видеть в нем иерарха местного масштаба с крошечным и постоянно уменьшающимся приходом в количестве 20000 православных греков, составляющих лишь 0,03% от населения страны. Турецкое правительство пошло еще дальше, закрыв в 1971 году единственную семинарию православной церкви и тем самым лишив ее возможности обучать новых священников (по турецкому законодательству, патриарх должен быть гражданином Турции). Несмотря на усилия и давление со стороны многочисленных международных руководителей и глав государств, в том числе, президента США Барака Обамы, Халкинская богословская школа по-прежнему закрыта, являясь прекрасно сохраненным религиозным центром для проведения конференций с уникальным библейским садом.
Давление на Варфоломея внутри Турции плохо само по себе, однако Россия может стать еще более серьезной проблемой. Патриархат Русской православной церкви — самый большой и самый богатый, а после падения коммунизма он переживает бурный рост числа прихожан и повышает свой статус в стране. Сначала Ватикан с радостью укреплял связи с возрождающейся Русской православной церковью. Но в последнее время прогрессу в этом направлении мешает кризис на Украине.
Русская православная церковь обвиняет Украинскую грекокатолическую церковь с центром на западе Украины в разжигании войны и в создании альянса с «раскольническими» элементами украинского православия. По мнению русской церкви, Украинская грекокатолическая церковь вместе с двумя образованиями православной церкви, добивающимися независимости от Москвы (Украинская православная церковь Киевского патриархата и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь размером поменьше), «хотят оторвать православных верующих на Украине от своей материнской церкви — Московского патриархата, с которым Украина связана кровными вековыми узами».
Таким образом, Франциск оказался в неловком положении, и в случае усиления напряженности между церковными ветвями может произойти взрыв. В настоящее время уровень непонимания между прозападной ветвью (Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь) и Русской православной церковью вызывает тревогу. Франциск по-прежнему видит в Варфоломее как во Вселенском патриархе возможного посредника в этом противостоянии, которое может перерасти в гражданскую войну, особенно если внутренние религиозные группировки будут упорствовать, усиливая конфронтацию. Варфоломея считают мудрым и хорошим патриархом, «святым человеком», которому нравится, когда его называют «зеленым» предстоятелем за преданность охране окружающей среды. Но Франциск может допустить ошибку, если он верит в то, что после 2014 года миротворцы на Украине по-прежнему благословенны.
Как отмечают советники Варфоломея, даже он проявляет раздражительность в отношении Русской православной церкви, потому что она действует грубо и пренебрегает его значимостью и ценностью, будучи похожей в этом на правительство Турции. Возможно, именно по этой причине Варфоломей в 2008 году подошел очень близко к признанию автономии Украинской православной церкви Киевского патриархата по просьбе ее лидера патриарха Филарета, которому 85 лет. В последний момент он отказался от признания, поскольку Филарет (он в прошлом епископ Русской православной церкви) изменил условия соглашения. Близкий к патриарху епископ рассказал мне, что «последние события на Украине усиливают возможность того, что Вселенский патриарх вмешается и признает патриарха Филарета либо его преемника». Такой шаг приведет к дальнейшему расколу Украины по религиозному признаку.
Иными словами, Франциск может столкнуться в Турции с более сложной задачей, чем его предшественники. Он готов заходить в опасные зоны ради продвижения мира и поиска близких по духу партнеров. Но пока неясно, захочет ли Эрдоган использовать свое колоссальное влияние в партнерстве с папским престолом, и сможет ли Варфоломей отвоевать тот вес и авторитет, которые нужны ему, чтобы быть первым среди равных. Но можно с уверенностью говорить об одном: Франциск непоколебим в своей миротворческой миссии.