«В каждой культуре и менталитете можно найти что-то, что вас приятно удивит и обогатит. Если вы, конечно, ищете», — говорит директор Российского центра науки и культуры в Праге Леонид Гамза. Он занимается переплетениями культур и различиями населения Азии и Европы, исследует распространение страха перед Россией, рассказывает о возможностях обучаться в России чехам.
Директор Российского центра науки и культуры в Праге Леонид Гамза в интервью, в частности, говорит: «На разных людей пропаганда оказывает разное действие. Все зависит от способности критически мыслить, на которую, в первую очередь, влияет глубина знаний и образование, — и добавляет: Наша задача — активно способствовать сближению чехов и россиян, лучшему ознакомлению с историей, культурой и менталитетом. Я уверен, что часто недопонимание вызывает незнание, которым в своих интересах пользуется пропаганда».
— ČESKÁ POZICE: По учебе или работе вы бывали во многих уголках Европы и Азии: вы изучали китайский в Сингапуре, многие годы вы проработали в Японии и Китае. Чем отличается восточная цивилизация от западной, и где на этой воображаемой оси находится Россия?
Леонид Гамза: В каждой культуре и менталитете можно найти что-то, что вас приятно удивит и обогатит. Если вы, конечно, ищете. Я, например, учился в университете в Москве, и моей специализацией была экономика Китая. Но как ее можно понять, не зная китайской истории, менталитета, культуры?
Поэтому я читал книги, которые помогли мне понять этот, для меня совершенно новый, мир, в том числе древних китайских философов, например Конфуция и Лао-цзы. Китайская цивилизация является одной из древнейших на Земле. Эта огромная страна все время открывает перед нами новые горизонты, и России поддерживает с ней связь многие столетия. Это наш ближайший сосед, с которым у нас самая протяженная граница. В этом отношении Россия является естественным мостом между Европой и Азией.
— Как китайцы относятся к русской культуре и политике?
— Даже им порой трудно познать Россию так, чтобы понять ее. Но они стремятся к этому, и их предрассудки в отношении России не столь сильны, как на Западе. По сравнению с ним китайцы и россияне понимают друг друга очень хорошо. Это понятно, потому что именно переплетение культур, а не изоляция, может помочь человечеству в долгосрочной перспективе. Мы живем на одной планете, так что нам надо договариваться.
— Этого как будто не знают некоторые чешские политики и журналисты, которые вызывают панику вокруг того, что они называют российской имперской экспансией. Их пугает перспектива повторения 1968 года. Обоснованы ли их опасения?
— Я знаю об этом, потому что слежу за чешскими СМИ, и должен сказать, что это крайне примитивное, а также параноидальное видение происходящего. Если кто-то утверждает нечто подобное в XXI веке и находятся люди, которые этому верят, то это странно. Скорее всего, они не понимают, что холодная война давно закончилась, и что это хорошо.
Говорить напрямую о том, что Россия кому-то, вроде Чешской Республики, угрожает, смешно. Чтобы бояться чего-то, надо иметь на то хоть какую-то причину. А если других причин, кроме постоянно повторяемых фраз и идеологических клише, нет, то можно сказать, что страх этот не обоснован.
— Можно ли с подобными «медиафобиями», которые считают распространение ненависти к России практически патриотической деятельностью, как-то эффективно бороться?
— От каждого зависит, позволит ли он, или не позволит, себя одурачить. На разных людей пропаганда оказывает разное действие. Все зависит от способности критически мыслить, на которую, в первую очередь, влияет глубина знаний и образование. Если кто-то знает, что такое, скажем, ренессанс, русская опера или балет, если кто-то восприимчив к классической музыке и литературе, то он гораздо ближе к пониманию нашего менталитета, чем тот, кто «глотает» телевизионные новости или популистские заявления политиков.
Человеку свойственно бояться того, что кажется ему чужим. Если он лучше это узнает, страх и негативные эмоции сменяются радостью познания новых горизонтов и взаимного обогащения. Тем более что чешская и русская культуры имеют много общих ценностей и исторических пересечений. Поэтому наша задача — активно способствовать сближению чехов и россиян, лучшему ознакомлению с историей, культурой и менталитетом.
Я уверен, что часто недопонимание вызывает незнание, которым в своих интересах пользуется пропаганда. У каждой страны есть культура и моменты истории, которыми она может гордиться. В этом Россия не отличается от других стран. И если кто-то утверждает, что в России все плохо, а на Западе все хорошо, то он, сам того не ведая, вводит себя в заблуждение, потому что это неправда.
— Что предлагает Российский центр науки и культуры в Праге чехам, которые, несмотря на пропаганду, не утратили интереса к России?
— Мы хотим показать им лучшие стороны России, прежде всего культуры и науки. Мы устраиваем показы российских фильмов, организуем лекции и концерты, курсы русского языка. У нас богатая библиотека, где собраны книги не только на русском языке, но и в чешском переводе. Кроме этого, например, мы даем студентам, которые хотят учиться в России, возможность получить государственную стипендию, которая возмещает расходы на обучение и проживание, а также карманные расходы. Эта деятельность ведется в сотрудничестве с чешским министерством образования.
— Молодое поколение чехов все чаще путешествует по России и узнает местную жизнь. Однако тревожащие новости в СМИ часто многих отпугивают. Насколько безопасно путешествие в Россию в качестве туриста или студента?
— Все эти опасения создаются искусственно и активно поддерживаются в рамках идеологической борьбы, где России отведена роль подлеца. Но то, что в России по улицам ходят медведи, готовые сожрать любого на своем пути, неправда. Там по улицам не ходят и люди в валенках и ушанках.
Я не думаю, что уровень криминала, а также связанная с этим безопасность, в Москве как-то серьезно отличается от ситуации в Праге. Лучше всего об этом свидетельствуют впечатления чешских студентов и туристов, побывавших там. После возвращения из России они говорят о России совсем не так, как до отъезда.
При нашем Центре есть клуб путешественников по России, в котором большинство членов — чехи. Они показывают фильмы и рассказывают о своих визитах в Россию. И я должен сказать, что они ездят туда, где большинство россиян никогда в жизни не были — будь то север страны, Сибирь или, скажем, Камчатка. И, хотите — верьте, хотите — нет, они говорят, что перед ними расширились горизонты, что многое они теперь видят в совсем новом свете. Потому что уже знают, как все обстоит на самом деле.