В ноябре в Пекине прошел саммит АТЭС. В ходе саммита Китай предложил организовать в регионе так называемое «интерактивное взаимодействие». Пекин призвал азиатские страны совместно развивать Азиатско-Тихоокеанский регион и объединять местные экономики для улучшения инфраструктуры. Практически все основные СМИ Китая сообщили об этой идее, проигнорировав главную тему саммита.
На саммите АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Китай организует на море и на суше экономическую зону Шелкового пути (идея „одного региона и одного пути“), предоставляя странам Азии, которые находятся в его окрестностях, всю необходимую инфраструктуру. Для этого будет создан Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 миллиардов долларов».
Центром этого проекта станет Шелковый путь по суше и морю. Поскольку сначала будет создана экономическая зона на суше, необходимо связать Китай и близлежащие страны железными и автомобильными дорогами.
Глава Китая сообщил представителям стран, принявшим участие в саммите, что он будет рад, если они, образно говоря, сядут в китайский поезд развития. Таким образом Си Цзиньпин расширил «китайскую мечту» об улучшении благосостояния нации, о которой он говорил, став главой республики, до масштабов «азиатской мечты».
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций для постройки Шелкового пути
Администрация Си стала активно использовать словосочетание «Шелковый путь» после того, как пришла к власти в конце 2012 года.
В сентябре 2013 года во время выступления в Казахстане китайский лидер подчеркнул важность создания нового Шелкового пути, который объединит транспортную инфраструктуру, расширит торговлю и обеспечит циркуляцию денежных средств. В октябре в Индонезии Си предложил создать еще одну систему взаимодействия между странами АСЕАН, заявив об образовании морского Шелкового пути. Одновременно он коснулся идеи создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ, со штаб-квартирой в Пекине), который будет обеспечивать постройку Шелкового пути.
Власти КНР рассматривают этот проект в качестве важной государственной стратегии, они уже в начале этого года начали создавать нужную инфраструктуру. Проект создания Шелковых путей и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций также называют китайской версией Программы восстановления Европы.
В октябре в Пекине перед началом саммита АТЭС страны АСЕАН подписали протокол о намерении создать АБИИ. Банк должен появиться в конце 2015 года. После его открытия сразу же начнется строительство железной дороги, которая свяжет Пекин и Багдад.
Создание собственного международного финансового учреждения продиктовано недовольством западной системой
Администрация Си объявила о создании новой азиатской инфраструктуры. За этим стоит намерение разрушить старое мироустройство, созданное западными странами, и построить новый порядок, центром которого станет Китай. Это вызов международной финансовой системе, которую сформировали Япония и Запад.
Азиатский банк развития (АБР, со штаб-квартирой в Маниле) с опаской относится к этой идее Китая. Главными учредителями этого банка являются США и Япония (их доля составляет по 15,65%). АБР был создан в 1966 году и функционирует уже на протяжении 48 лет. За всю историю существования банка его возглавляли девять человек, и все они были гражданами Японии.
В 1986 году Китай также присоединился к Азиатскому банку развития. Тем не менее его доля составляла всего лишь 6,46%. КНР, чья экономика сейчас находится на втором месте в мире, не была удовлетворена таким дисбалансом. Также Китай был недоволен тем, что его представитель не мог занять президентское кресло.
Главой АБР всегда были японцы, а МВФ и Всемирного банка — граждане США. Воспротивившись такому положению вещей, Китай в июле 2013 года объявил о создании Банка БРИКС, а в октябре о проекте Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
АБР воспринимает такое развитие событий без особого восторга. Азиатский банк развития вложил огромные деньги в инфраструктурные проекты, связанные с дорогами и электросетями, при этом АБИИ намерен инвестировать в те же самые объекты. Япония и США считают, что функции АБР и АБИИ совпадают.
В октябре этого года в Японии появилась Организация поддержки транспортных и городских проектов за рубежом. Это общественно-государственный проект для развития железных дорог и высокоскоростных автомагистралей. Организация появилась, поскольку существуют опасения, что Китай станет монополистом на рынке железнодорожного строительства.
Дело в том, что ежегодный спрос в развивающихся странах на строительство железных и других дорог составляет 230 триллионов йен. В Азии — 80 триллионов йен. Китай смотрит на этот рынок с вожделением.
Пекин пытается захватить рынок при помощи самых больших в мире валютных резервов (3, 95 триллионов долларов) и демпинговой политики. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций призван воплотить эту политику в жизнь, а китайский юань в долгосрочной перспективе должен стать международной валютой.
Кроме того, ожидается, что эти меры помогут китайской экономике выйти из пике. «Идея развития азиатской инфраструктуры» может изменить структуру промышленности КНР, которая сильно зависит от экспорта и инвестиций в недвижимость.
Япония просто так не сядет в китайский поезд
На саммите АТЭС в ходе переговоров по «интерактивному сотрудничеству» Си Цзиньпин также заявил следующее: «Я приглашаю всех на китайский поезд развития». То есть предполагается, что Китай возглавит экономическое и инфраструктурное развитие Азии. Страны, которые хотят в процессе получить прибыль, должны поднять руки.
Возникает вопрос: откликнется ли Япония, если Китай поманит ее пальцем?
США, Япония и Индия не участвовали в собрании АБИИ в начале этого года. Кроме того, Южная Корея, Индонезия, Австралия и Япония не приняли участие в подписании протокола о намерениях в октябре в Пекине.
Учредителями АБР являются 67 стран, в то время как АБИИ — 21 страна. Тем не менее о своем участии в китайском проекте уже заявила Индонезия, а РК выразила свое желание присоединиться к структуре, когда для этого будут созданы соответствующие условия.
Несмотря на то, что японо-китайский диалог возобновился, в условиях политических трений между странами Японии не так-то просто сесть в этот «поезд». Для Токио сложно присоединится к структуре, в центре которой стоит Китай. Вместе с тем полный отказ от участия также невыгоден Японии.
Станет ли Азия будущего жить по китайским законам? Каким образом КНР намерена прижать Японию, которая стоит на ее пути к владычеству в Тихом океане?
Во время саммита АТЭС китайские СМИ пестрели заголовками об «азиатской мечте». Считается, что этот саммит Китай использовал для увеличения своего мирового престижа вслед за Олимпиадой в Пекине и Всемирной выставкой в Шанхае, однако опасно относиться к этому, как к политическому шоу. Несомненно, эти события представляют собой поворотный момент в истории, и для японцев они могут стать выходом в «жестокую реальность».