Алоиз Бруннер (Aloïs Brunner) был правой рукой Адольфа Эйхмана (автор «окончательного решения» еврейского вопроса) и одним из самых разыскиваемых нацистских преступников. На нем лежит прямая ответственность за депортацию 128 000 евреев в Европе в лагеря смерти. После войны он скрылся и нашел прибежище в Сирии. В 2001 году в Париже его приговорили к пожизненному заключению за депортацию из Дранси 345 еврейских детей 31 июля 1944 года. Директор иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф говорит, что Бруннер, скорее всего, скончался четыре года назад в Сирии в возрасте 98 лет.
Le Figaro: Недавно вы сообщили британской прессе о смерти Алоиза Бруннера. Однако в апреле 2014 года его имя уже не значилось в списке самых разыскиваемых нацистских преступников. Вам было уже давно известно о его кончине?
Эфраим Зурофф (Efraïm Zuroff): Давайте сразу все проясним: у нас нет 100% уверенности в том, что Бруннер на самом деле мертв. Но я бы сказал, что если человек родился в 1912 году и получил травмы от двух почтовых бомб (Бруннер потерял глаз и несколько пальцев из-за писем с «сюрпризом» от Моссада, — прим.ред.), он, безусловно, уже должен был умереть. Как бы то ни было, информацию о его кончине сообщил нам четыре года назад сотрудник немецкой разведки. Сейчас он уже на пенсии, но он много лет работал на Ближнем Востоке и прекрасно разбирается в ситуации. По всей видимости, Бруннер скончался от естественных причин. Точное место его захоронения нам неизвестно.
— Почему вы рассказали об этом только сейчас?
— Потому что мы не уверены на 100%. Хотя сведения и поступили из надежного источника, нам нужно было сохранять осторожность. Что касается расследования на месте событий, с учетом нынешней обстановки в Сирии это пока невозможно. Все это похоже на ситуацию с Арибертом Хаймом (Aribert Heim), который скончался в Египте много лет назад.
— Оказавшись в Сирии, Бруннер работал на режим Хафеза Асада и в частности консультировал его в вопросах репрессий и пыток. Известны ли какие-то подробности?
— Об этом неоднократно говорили, но пока что нет никаких конкретных подтверждений.
— Почему сирийцы так и не передали Бруннера немцам?
— Думаю, что Сирия была в этом совершенно не заинтересована. Такие люди как Бруннер убивали евреев, и поэтому некоторые в Сирии считали их героями. Кроме того, передача Бруннера Германии означала бы признание того, что в стране нашел прибежище нацистский преступник. Дамаск же так официально и не признал факт его нахождения в Сирии, хотя всем было об этом прекрасно известно.
— Чем стала бы для вас поимка Бруннера?
— Для нас нет никого важнее Бруннера и Хайма. Алоиз Бруннер был правой рукой Эйхмана, его самым ценным помощником, известным антисемитским фанатиком. Когда в интервью немецкому журналу Bunte в 1985 году его спросили, нет ли у него сожалений, он ответил: «Да, мне жаль, что я не убил больше евреев». И это спустя 40 лет после окончания войны. То есть, у него было достаточно времени, чтобы поразмыслить о своих злодеяниях. У таких нацистских преступников не было и тени сожаления. Бруннер искренне верил в свою идеологию.
— А семьи жертв?
— Многие из них, в частности семья Кларсфельд, приложили значительные усилия для того, чтобы отправить его на скамью подсудимых. О преступлениях Бруннера всем было прекрасно известно. То, что он смог избежать суда, настоящий позор. Семьи жертв страдают от этого. И подобных случаев в мире все еще слишком много, а совершившие злодеяния преступники вовсе не обязательно окончат свои дни в петле или тюремной камере.